SMS-сообщения могут использоваться в качестве доказательств в суде, для заключения гражданско-правовых договоров, направления различного рода извещений, имеющих юридическое значение, и т.д. Этот вид коммуникаций уже вошел в практику деловой переписки. Какие сферы делового применения SMS-ок широко распространены? Какие условия использования важно соблюдать, чтобы SMS-ка была признана юридически значимой?

Мобильные телефоны в настоящее время используются повсеместно. В стандартный пакет услуг сотовой связи любого оператора входят SMS-сообщения (Short Message Service – служба коротких сообщений). Они являются самостоятельным средством общения. Сфера их применения не ограничивается личным или деловым общением людей. SMS-сообщения, как это ни удивительно, могут использоваться в качестве доказательств в суде, для заключения гражданско-правовых договоров, направления различного рода извещений, имеющих юридическое значение, и т.д.

Для обретения SMS-кой юридического значения важно, чтобы:

  • она была отправлена на абонентский номер, принадлежащий адресату такого сообщения;
  • она была читаемой и распознаваемой;
  • отправитель мог доказать факт отправки и доставки SMS-ки.

Теперь поясним подробнее три озвученных пункта этого списка.

Принадлежность номера

Абонентский номер, на который направляются SMS-сообщения, должен принадлежать адресату таких сообщений. Это главное (но не единственное!) условие, при соблюдении которого отправленное сообщение будет считаться надлежащим. В противном случае факт направления сообщения определенному лицу в отсутствии доказательств принадлежности ему абонентского номера является недоказанным.

Пример 1. из судебной практики

ФАС Уральского округа в постановлении от 28.12.2010 № Ф09-11030/10-С3 по делу № А60-18525/2010-С12 отклонил довод компании о том, что она своевременно возвратила арендуемые помещения, уведомив арендодателя отправленным SMS-сообщением. Суд указал на то, что арендатор не представил доказательств принадлежности арендодателю абонентского номера, на который была отправлена SMS-ка.

Доказательством принадлежности абонентского номера конкретному лицу могут быть сообщенные им лично сведения об этом. Например, лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, сообщает в числе сведений о себе абонентский номер; участники судебного разбирательства в процессуальных документах, адресованных суду, сообщают свои контакты; участники и акционеры хозяйственных обществ при формировании списков участников или реестра акционеров сообщают свои персональные данные и т.д.

Абонентские номера могут быть приведены на сайтах органов и организаций в сети Интернет в разделе, где содержится контактная информация.

Сведения об абонентских номерах могут быть и в заключаемых договорах. Указание в реквизитах одной из сторон определенного телефонного номера является признанием соответствующей стороной факта его принадлежности ей. Компания тем самым указывает своему контрагенту, куда он может обращаться по вопросам, связанным с данным договором. Если в тексте заключенного соглашения был указан телефонный номер, то предполагается, что пользуется им уполномоченное компанией лицо. При отказе от его использования, утрате, а также в иных подобных случаях компания, указавшая на него своим контрагентам, должна известить их о данном факте (исходя из требований добросовестности и разумности по ст. 10 ГК РФ).

Сведения о принадлежащих абонентских номерах могут содержаться на фирменных бланках компаний, используемых при оформлении деловой корреспонденции.

Кроме того, возможно направление SMS-сообщений на телефонный номер, указанный представителем одной из компаний в переписке по e-mail (при условии, что полномочия представителя, сообщившего номер телефона, явствуют из обстановки, в...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Сокращаем расходы на отправку документов

Делимся опытом значительного сокращения расходов из бюджета делопроизводственной службы за счет рациональной организации отправки бумажных документов: как выявить «протечки», как оптимизировать и регламентировать новый алгоритм работы, как мониторить ситуацию потом. Эту задачу вы можете смело включать в перечень показателей эффективности своего подразделения.

Профессиональный стандарт для специалиста по цифровизации документированных сфер деятельности

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности». С нашей помощью вы разберетесь в его «туманных» формулировках, поняв, кто же такой «цифровизатор», какие трудовые действия он выполняет, под какими наименованиями должностей «скрывается» и какие требования предъявляются к его образованию. В какой мере требования нового профстандарта распространяются на специалистов и руководителей служб документационного обеспечения управления (ДОУ) – на людей, занимающихся делопроизводством и архивным хранением. В чем основные проблемы нового профстандарта.

Для кого профессиональные стандарты обязательны?

Отвечаем на важные вопросы. Для кого и в какой части профстандарты обязательны (по общему правилу)? Для каких организаций и для каких должностей / профессий есть своя специфика? На эти вопросы даем четкие ответы. Не до конца урегулированной остается только ситуация с госорганами и госорганизациями – для них одновременно существуют прямо противоположные трактовки одной и той же нормативной базы, поэтому еще объясняем, как сложилась практика.

Профессиональный стандарт «Специалист архива»: уровни и сферы применения

1 сентября 2021 г. начинает действовать профессиональный стандарт «Специалист архива». Один из его ключевых разработчиков ориентирует вас в сфере применения и содержании нового профстандарта.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.