Как охраняется информация, представляющая собой коммерческую ценность? Какие сведения могут относиться к информации, составляющей коммерческую тайну, а какие нет? Как организовать допуск работников к такой информации? Как работать с документами, содержащими такую информацию? Какая ответственность существует за разглашение коммерческой тайны? Об этом и не только вы узнаете из статьи, первая часть – в декабрьском номере журнала.

Коммерческая тайна – это …

Коммерческая тайна – это лишь один из немногих видов тайн, встречающихся в российском законодательстве. В зависимости от того, в какой правовой сфере выявляется информация, требующая соблюдения ее конфиденциальности, тайны бывают следующих видов:

  • государственная;
  • коммерческая;
  • налоговая;
  • военная;
  • личная;
  • семейная;
  • телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • служебная;
  • банковская;
  • страхования;
  • завещания;
  • усыновления (удочерения);
  • следствия;
  • голосования;
  • нотариальная;
  • адвокатская;
  • врачебная и др.

И конечно, каждая из них имеет свои особенности в правовом регулировании. В статье мы рассмотрим вопросы правового регулирования коммерческой тайны в рамках трудовых отношений (между организацией и ее работниками) как наиболее распространенной среди организаций, занимающихся коммерческой деятельностью.

Обычно в организациях, вне зависимости от их размера, а также от того, какими именно видами деятельности они занимаются, о коммерческой тайне в ее самом абстрактном понимании известно как руководству, так и работникам. Однако не во всех организациях режим коммерческой тайны введен должным образом, с соблюдением установленных законодательством формальностей, а это может явиться причиной разглашения коммерческой тайны без возможности привлечения виновного лица к ответственности даже в судебном порядке. Зачастую лишь крупные организации могут позволить себе принять весь комплекс необходимых мер. В более мелких компаниях охрана коммерческой тайны чаще всего сводится лишь к подписанию всеми работниками обязательств о ее неразглашении без надлежащего определения перечня сведений, которые, собственно, нельзя разглашать, либо с таким его пространным определением, которое также не вызывает четкого представления о том, какая именно информация не должна разглашаться. Итак, разберемся, каким же образом следует вводить режим коммерческой тайны в организации, чтобы впоследствии избежать безнаказанности.

На законодательном уровне установление режима коммерческой тайны регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 18.07.2011);
  • Гражданским кодексом Российской Федерации (4 часть) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 04.10.2010);
  • Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011);
  • Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 06.04.2011 с изм. от 21.07.2011);
  • Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005);
  • Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. от 03.10.2002) и др.

Термин «коммерческая тайна» означает режим...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Сокращаем расходы на отправку документов

Делимся опытом значительного сокращения расходов из бюджета делопроизводственной службы за счет рациональной организации отправки бумажных документов: как выявить «протечки», как оптимизировать и регламентировать новый алгоритм работы, как мониторить ситуацию потом. Эту задачу вы можете смело включать в перечень показателей эффективности своего подразделения.

Профессиональный стандарт для специалиста по цифровизации документированных сфер деятельности

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности». С нашей помощью вы разберетесь в его «туманных» формулировках, поняв, кто же такой «цифровизатор», какие трудовые действия он выполняет, под какими наименованиями должностей «скрывается» и какие требования предъявляются к его образованию. В какой мере требования нового профстандарта распространяются на специалистов и руководителей служб документационного обеспечения управления (ДОУ) – на людей, занимающихся делопроизводством и архивным хранением. В чем основные проблемы нового профстандарта.

Для кого профессиональные стандарты обязательны?

Отвечаем на важные вопросы. Для кого и в какой части профстандарты обязательны (по общему правилу)? Для каких организаций и для каких должностей / профессий есть своя специфика? На эти вопросы даем четкие ответы. Не до конца урегулированной остается только ситуация с госорганами и госорганизациями – для них одновременно существуют прямо противоположные трактовки одной и той же нормативной базы, поэтому еще объясняем, как сложилась практика.

Профессиональный стандарт «Специалист архива»: уровни и сферы применения

1 сентября 2021 г. начинает действовать профессиональный стандарт «Специалист архива». Один из его ключевых разработчиков ориентирует вас в сфере применения и содержании нового профстандарта.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Ответственность руководителя организации и сотрудников службы ДОУ за бухгалтерские документы

Кто отвечает в организации за сохранность бухгалтерских документов? Вы с удивлением обнаружите, что в первых рядах находится совсем даже не главный бухгалтер, а руководитель организации, о чем он может и не догадываться. Перечислили нормы закона и ответственность, которую может понести руководитель организации и сотрудники службы ДОУ лично в случае проблем с бухгалтерскими документами. Что и как стоит донести до руководителя, чтобы приобрести в его лице надежного союзника.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.