Как охраняется информация, представляющая собой коммерческую ценность? Какие сведения могут относиться к информации, составляющей коммерческую тайну, а какие нет? Как организовать допуск работников к такой информации? Как работать с документами, содержащими такую информацию? Какая ответственность существует за разглашение коммерческой тайны? Об этом и не только вы узнаете из статьи, первая часть – в декабрьском номере журнала.
Коммерческая тайна – это …
Коммерческая тайна – это лишь один из немногих видов тайн, встречающихся в российском законодательстве. В зависимости от того, в какой правовой сфере выявляется информация, требующая соблюдения ее конфиденциальности, тайны бывают следующих видов:
- государственная;
- коммерческая;
- налоговая;
- военная;
- личная;
- семейная;
- телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- служебная;
- банковская;
- страхования;
- завещания;
- усыновления (удочерения);
- следствия;
- голосования;
- нотариальная;
- адвокатская;
- врачебная и др.
И конечно, каждая из них имеет свои особенности в правовом регулировании. В статье мы рассмотрим вопросы правового регулирования коммерческой тайны в рамках трудовых отношений (между организацией и ее работниками) как наиболее распространенной среди организаций, занимающихся коммерческой деятельностью.
Обычно в организациях, вне зависимости от их размера, а также от того, какими именно видами деятельности они занимаются, о коммерческой тайне в ее самом абстрактном понимании известно как руководству, так и работникам. Однако не во всех организациях режим коммерческой тайны введен должным образом, с соблюдением установленных законодательством формальностей, а это может явиться причиной разглашения коммерческой тайны без возможности привлечения виновного лица к ответственности даже в судебном порядке. Зачастую лишь крупные организации могут позволить себе принять весь комплекс необходимых мер. В более мелких компаниях охрана коммерческой тайны чаще всего сводится лишь к подписанию всеми работниками обязательств о ее неразглашении без надлежащего определения перечня сведений, которые, собственно, нельзя разглашать, либо с таким его пространным определением, которое также не вызывает четкого представления о том, какая именно информация не должна разглашаться. Итак, разберемся, каким же образом следует вводить режим коммерческой тайны в организации, чтобы впоследствии избежать безнаказанности.
На законодательном уровне установление режима коммерческой тайны регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 18.07.2011);
- Гражданским кодексом Российской Федерации (4 часть) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (в ред. от 04.10.2010);
- Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011);
- Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. от 06.04.2011 с изм. от 21.07.2011);
- Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в ред. от 23.09.2005);
- Постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (в ред. от 03.10.2002) и др.
Термин «коммерческая тайна»...