В чем разница между юридическим, фактическим, почтовым адресом, а также местом нахождения и адресом в пределах места нахождения организации? Как исторически эти понятия сменяли друг друга? И как сейчас грамотно указывать адрес юрлица в документах? Ведь если у организации в ЕГРЮЛ значится не фактический адрес, то ей грозят весьма негативные последствия (автор не только показал их, но и проранжировал вероятность их наступления). Еще затронут вопрос порядка указания элементов адреса в документах.
За все операции с адресной информацией (присвоение, корректировка, аннулирование) отвечает местный орган самоуправления1. После присвоения адреса он вносится в единый адресный реестр2.
Теперь приведем основные определения (извините за тавтологию, но приведем их дословно):
Фрагмент документа
Статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) адрес – описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать...
Фрагмент документа
Правила оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234
...21. Почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи...
В нашей повседневной жизни почтовый адрес является единственно правильным способом описания местонахождения недвижимых объектов, таких как здания, строения, сооружения (в которых и располагаются адресаты – получатели корреспонденции). Общепринятой практикой является указание адреса организации на большинстве документов, направленных «во вне» (на письмах, договорах и т.д.).
Указывать ли адрес на внутренних документах, обычно определяется самой организацией, в идеале – путем разработки и утверждения используемых ею форм документов. Обратите внимание, что адрес не является обязательным реквизитом бухгалтерского первичного учетного документа3, в унифицированных формах кадрового учета4 он тоже отсутствовал (там идентификация организации производилась по ОКПО).
Как было раньше: юридический, фактический и почтовый адреса
Давайте вспомним, почему вообще возникло противопоставление между терминами «юридический» и «фактический» адрес? Основной причиной послужила узость законодательного подхода к регистрационным процедурам.
В результате недобросовестные предприниматели не стремились к тому, чтобы их было легко найти.
А добросовестные не всегда могли указать фактический адрес в качестве юридического. Запрет на регистрацию компаний по домашнему адресу учредителей или директора приводил к тому, что начинающие свой бизнес люди были вынуждены искать некое «представительское» место для формального указания в уставе и госреестрах. В разные периоды времени и в разных субъектах РФ по-разному решался вопрос о том, может ли организация располагаться в жилом помещении. Единой практики не было. Точкой в этом споре можно считать вступление в силу Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ, указавшего наконец, какие документы подаются при регистрации по домашнему адресу.
Кроме того, снимать полноценный офис достаточно дорого. И стали расцветать буйным цветом «регистрационные» конторы, предлагающие так называемый юридический адрес. То есть формальный адрес, по которому организация не только не находилась, но зачастую предприниматель даже не видел этого помещения. Зато данный адрес был официально внесен во всевозможные государственные реестры, а после 2002 года – в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Ну а поскольку бизнес вести как-то надо (контактировать с партнерами, клиентами, да и госорганами), то появилась «привычка» указывать еще и фактический адрес.
Когда налоговая (в основном в рамках кампании войны с однодневками) стала бороться с указанием в качестве регистрационного нереального адреса, далеко не все организации были готовы сознаваться в таком нарушении публично. Потому в документах в дополнение к юридическому вместо фактического разумные люди стали указывать почтовый адрес (сравните Примеры 1 и 4).
Пример 1. Адрес организации в реквизитах сторон договора (раньше это было уместно)
Юридический адрес: 123317, г. Москва, Пресненская наб., д. 16, стр. 2.
Фактический адрес: 114001, г. Москва, Свободный проспект, д. 64, офис 22.
Первоначально эти три адреса имели к законодательству весьма опосредованное отношение. Основным термином, которым предпочитали оперировать цивилисты-теоретики, применительно к юрлицу было «место нахождения». Остальная терминология носила скорее бытовой характер, но со временем она стала просачиваться и в законодательство5.
Почему так произошло? Ответ прост. Первоначальные формулировки статьи 54 Гражданского кодекса РФ6 оставляли слишком большой простор для толкований. И юристы вступали в жаркие дискуссии по следующим вопросам:
- как взаимосвязаны место нахождения юридического лица и место его государственной регистрации?
- что понимать под местом регистрации?
- как указывать место нахождения в уставе: как адрес или как населенный пункт?