С прошлого года претензия для компаний приобрела особое значение. Виной тому Федеральный закон от 02.03.2016 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Если до его принятия направление претензии, по общему правилу, было не обязательно, то теперь составление этого документа стало необходимостью (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Расскажем, как подготовить и направить письмо с претензией, чтобы суд посчитал досудебный порядок урегулирования спора соблюденным.
Что такое претензионный порядок? Он выражается в том, что недовольная сторона должна не сразу обращаться в суд, а сначала попробовать урегулировать спор путем переговоров. И эти попытки необходимо документально подтверждить: т.е. должна быть направлена письменная претензия и получен на нее не устраивающий инициатора разбирательств ответ (либо не получен вовсе, но ждать положенный срок его все-таки придется).
Если раньше соблюдение претензионного порядка (его еще называют «досудебный порядок урегулирования спора») было обязательным, только если стороны это прямо указали в заключаемом договоре, то ныне эта процедура стала необходимой для всех до подачи иска в арбитражный суд (за некоторыми исключениями).
Почему так сделали? Законодатель прямо говорит, что досудебная процедура урегулирования спора призвана, прежде всего, разгрузить суды. А конфликтующим сторонам она позволяет добровольно разрешить спор до передачи дела в суд без дополнительных затрат денег.
Еще важно знать, что предъявление претензии приостанавливает течение срока исковой давности (п. 3 ст. 202 ГК РФ).
Когда претензия обязательна?
Итак, по общему правилу, перед подачей искового заявления в арбитражный суд оппоненту необходимо направить претензию (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Пока исключения составляют следующие категории дел:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство и на исполнение судебного акта в разумный срок;
- о банкротстве;
- корпоративные споры;
- о защите прав и законных интересов группы лиц;
- о досрочном прекращении охраны товарного знака из-за того, что он не используется;
- об оспаривании решений третейских судов.
Но существует законопроект № 32493-7, который вносит изменения в ч. 5 ст. 4 АПК РФ, ограничивающие сферу применения обязательного претензионного порядка:
- под него планируют подвести только «гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств» и
- требования, возникшие «из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения»;
- планируют также расширить перечень исключений из общего правила об обязательности претензионного порядка.
На дату подписания номера в печать законопроект прошел третье чтение.
Если претензионный порядок не соблюден
Все будет зависеть от того, когда суд обратит внимание на этот факт.
Он может выявить несоблюдение досудебного порядка, когда иск еще не принят к рассмотрению либо после его принятия. В любом случае при выявлении данного факта иск перестает рассматриваться судом и инициатору разбирательств предлагается пройти процедуру досудебного претензионного порядка. После того как он исполнит данное требование, сможет подать исковое заявление еще раз.
Бывает даже, что суды разрешают спор по существу, а при обжаловании выясняется, что претензионный порядок не соблюден. Тогда иск опять же оставляется судом без рассмотрения.
Нарушение досудебного порядка закон относит к злоупотреблению процессуальными правами. Поэтому на нарушителя может быть отнесено бремя судебных расходов независимо от исхода спора (ч. 1 ст. 111 АПК РФ). Типичными нарушениями здесь являются:
- пропуск срока направления претензии,
- нарушение срока ответа на претензию,
- игнорирование претензии.
Как оформить претензию
Очевидно, что организация, направляющая претензию, хочет достигнуть своей цели. В претензии следует указать:
- четко сформулированные требования;
- обоснованный расчет и сумму претензии (если она подлежит оценке);
- обстоятельства, на которых основываются требования;
- доказательства, подтверждающие права требования;
- ссылки на нормы права;
- перечень прилагаемых документов;
- иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Если этих данных не будет, суд может посчитать, что направленный документ – не претензия, а, например, обыкновенное письмо или запрос. А значит, претензионный порядок не соблюден!
Отдельно стоит рассказать, как суды относятся к различию между предметом иска и содержанием претензии. Досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным только в случае их тождества. Этот подход подтверждается и судебной практикой.
Но например, в споре о взыскании компенсации за нарушение интеллектуальных прав в претензии достаточно было указать диапазон, в котором может быть взыскана компенсация: от 10 000 до 5 000 000 руб. (ст. 1301 ГК РФ). В последующем в иске можно уже указать конкретную сумму, например 50 000 руб.
Фактические обстоятельства и основания требования обычно должны содержать ссылки на договоры, акты и другие документы. См. Пример 1.
Пример 1. Претензия в связи с неоплатой товаров по договору поставки
Однажды суд смутило, что письмо истца не было поименовано как досудебная претензия и в нем отсутствовало предупреждение о намерении обратиться в суд.
Подписывает претензию организации лицо, имеющее право действовать от ее имени без доверенности (обычно это генеральный директор), или представитель по доверенности.
Но даже отсутствие доверенности не всегда сыграет на руку тому, кто попытается ее оспорить из-за подписания неуполномоченным лицом. Например, Восьмой арбитражный апелляционный суд счел достаточным, что претензия составлена на официальном бланке компании-истца. Ее получатель на письмо ничего не ответил (в том числе по поводу своих сомнений в полномочиях подписанта). Но самое главное: суд признал подачу иска автором претензии одобрением действий своего представителя (ст. 183 ГК РФ). Поэтому претензионный порядок в данном деле суд признал соблюденным.
К претензии прилагаются документы, подтверждающие позицию ее автора, если их нет у контрагента. Эти же бумаги потом должны быть приложены в качестве доказательств к исковому заявлению, направляемому в суд. В отсутствии необходимых приложений суды даже усматривают нарушение претензионного порядка.
Обратите внимание: в некоторых законах встречаются положения, в силу которых определенные претензии обязательно должны направляться с конкретными приложениями.
Однако отсутствие приложений в ответе на претензию – не повод усомниться в соблюдении досудебного порядка.
Сколько ждать? Или срок обращения в суд
Если в заключенном договоре, в рамках исполнения которого возник спор, прописан претензионный порядок, то и срок, в течение которого нужно ждать ответа на направленную претензию, там будет указан точно.
Если в договоре ничего не сказано, то действуем по общему правилу – перед обращением в суд должно пройти 30 календарных дней с даты направления требований контрагенту (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Суды всегда с радостью снимают с себя нагрузку, когда этот срок не соблюден.
На попытку урегулировать спор мирно часто уходит менее 30 дней. Получив отрицательный ответ контрагента на претензию, можно, конечно, попытаться обратиться в суд, т. к. ясно, что судебного разбирательства сторонам не избежать. Однако в законе четко сказано, что иск подается по истечении 30 дней с даты направления претензии. Поэтому у суда остается формальное право его не рассматривать (оставить без движения).
Исключить необходимость соблюдать досудебный порядок стороны не вправе. Но они могут договориться разрешать споры путем переговоров с помощью медиатора (Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)») или другого посредника (например, юриста).
В договоре можно прописать любой срок для направления ответа на претензию, например 10 или 20 календарных или рабочих дней. Если ни законом, ни договором иной срок рассмотрения претензии не установлен, то срок, указанный непосредственно в претензии, для ее исполнения при подаче искового заявления значения не имеет.
В договоре можно прописать и порядок направления претензий, например, по электронной почте. Однако суд может посчитать, что в таком случае невозможно установить доказательства направления претензии, и опять же оставить иск без рассмотрения.
Адрес направления претензии
Важно, чтобы суд мог установить, что адрес, по которому направлена претензия, действительно принадлежит ответчику (к которому потом подается иск).
Обычно юридически значимые сообщения отправляются по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ. Будучи доставленными по этому адресу, они считаются полученными контрагентом, даже если тот по нему не находится.
Часто организации ведут деятельность по другому адресу, который указывается в договоре. Возникает вопрос: куда отправить претензию? Пункт 64 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» говорит, что претензию нужно направить по адресу, указанному в соглашении.
Если же фактический адрес организации, по которому отправлена претензия, не указан в договоре, претензионный порядок будет считаться несоблюденным!
Способ направления претензии
К иску в суд обязательно прилагается претензия и доказательства ее направления ответчику по почте или другим способом. Если доказательства направления отсутствуют, претензионный порядок опять же сочтут несоблюденным.
Здесь важно напомнить о полномочиях лица, которое фактически получает претензию, – оно должно быть должностным лицом организации-адресата. Так, в одном деле суд не признал надлежащим доказательством вручения претензии ответчику под подпись надпись, в которой отсутствовала расшифровка подписи. И это несмотря на то, что был известен входящий номер документа и дата его поступления в организацию.
В другом деле суд указал, что при личной передаче претензия должна быть зарегистрирована и подписана должностным лицом ответчика, еще обязательно должна стоять дата вручения.
Итак, полный состав сведений о вручении документа лично в руки включает:
- подпись должностного лица организации-адресата, потверждающую данный факт (отмечена цифрой 1 в Примере 2), а также
- оформление реквизита «отметка о поступлении документа в организацию» (см. цифру 2 там же).
Следует добиваться оформления этого максимума на своем экземпляре документа при оставлении адресату его экземпляра. Поймите, что подпись о получении конверта в ведомости курьерской службы вас не спасет.
Пример 2. Отметки на претензии, подтверждающие ее вручение, оформленные на ее втором экземпляре, который остается у автора претензии
Однако лучше направлять претензию надежным и проверенным способом: по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Без описи суды считают претензионный порядок несоблюденным, потому что им достоверно не известно, какая именно бумага была вложена в конверт.
Злоупотребления со стороны оппонента
Если права организации нарушены, то до подачи иска в суд она обязана направить претензию своему оппоненту (будущему ответчику в судебном споре), а потом еще ждать минимум 30 календарных дней (это по общему порядку). Данное время недобросовестный контрагент может использовать для вывода активов или инициирования собственного банкротства. Тогда ваша организация останется ни с чем, даже получив положительное решение суда.
Зная о таком риске, вы вправе просить суд принять предварительные обеспечительные меры (ст. 99 АПК РФ). Они помогут сохранить имущество контрагента к моменту вынесения решения. Но при обращении с соответствующим ходатайством есть одна загвоздка, она заключается в сроках: исковое заявление должно быть подано в течение 15 дней со дня принятия обеспечительных мер. Этот срок не продлен до 30 дней, которые необходимы для соблюдения претензионного порядка. Таким образом, в обеспечительном механизме образуется брешь, и недобросовестный контрагент все равно получает время для сокрытия имущества. Не говоря уже о том, что убедить суд принять обеспечительные меры бывает проблематично.
Строго соблюдайте требования к претензионному порядку, описанные в статье. Юристы контрагента обратят на это внимание и тогда серьезнее отнесутся к вашим требованиям – у вас будет больше шансов договориться до суда либо выиграть дело уже там.