Top.Mail.Ru
Есть четко обозначенная группа организаций, которые должны готовиться к тому, чтобы к 1 января 2020 года образование, квалификация, наименование должностей их работников, а также их кадровые документы соответствовали принятым профессиональным стандартам. А для всех остальных организаций пока есть только 2 случая, когда профстандарты становятся обязательными. Но практика в любой момент может перемениться в сторону ужесточения, т.к. формулировки ТК РФ можно трактовать двояко. Сориентируем, кому пора задуматься о получении профильного образования.

Как трактовали?

С появлением упоминания профессиональных стандартов в ТК РФ специалисты сразу разошлись во мнении об обязательности их применения:

  • одни эксперты настаивали, что профстандарты обязательны для всех работодателей и в случае их неприменения компания может быть привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 000 рублей);
  • другие - на том, что они обязательны не для всех, а применять их надо только в тех случаях, когда это указано в ТК РФ.

При этом и те, и другие ссылались на ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ!

Фрагмент документа

Статья 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов» Трудового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ)

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Причем первые подчеркивали, что большинство профессиональных стандартов устанавливают требования к квалификации работника. А сами профстандарты утверждаются приказами Минтруда РФ, которые как раз и являются нормативными правовыми актами. Из этого они делали вывод, что применение профстандарта является обязательным для всех работодателей.

Вторые настаивали, что это не логично, законодатель не стал бы включать в «иные нормативные правовые акты» приказы, которыми утверждены все профстандарты. По их мнению, профстандарты обязательны для применения всеми работодателями, только если упомянутые в них требования к квалификации предусмотрены ТК РФ, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (но не профессиональными стандартами). Соответственно, обязательными будут только те требования, которые совпадают с требованиями, установленными перечисленными нормативными правовыми актами.

Что же касается остальных требований и характеристик квалификации, данных в профстандарте, то они используются работодателями в рекомендательной форме (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Минтруд России в разъяснениях тоже четко не давал ответ на этот вопрос. Сторонники обеих позиций находили аргументы в пользу своих мнений.

В письме от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465 Минтруд России отметил, что с 01.07.2016 установлено 2 случая, когда работодатели (независимо от форм собственности) обязаны применять профессиональные стандарты:

  • 1) если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установлены в законе или ином нормативном правовом акте;
  • 2) если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот или наличием ограничений.

В иных случаях профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

Как пояснил Минтруд РФ, под иными нормативными правовыми актами следует иметь в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. Такая позиция содержится в письме Минтруда России от 26.12.2016 № 15-2/ООГ-4698. Поддержана она и отдельными судами, например, см. решение Октябрьского районного суда города Омска от 20.02.2017 № 12-31/2017.

Как выглядит сейчас?

Прошло почти полтора года с момента введения в действие ст. 195.3 ТК РФ, поэтому уже можно судить о верности изначально высказанных мнений по сложившейся практике. Судебной практики с оспариванием решений трудовых инспекторов о привлечении работодателей к ответственности за неприменение профстандартов (в рекомендательной части) нам найти не удалось. Возможно, все спорные моменты снимаются до...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Последствия неточностей в кадровых документах (часть 2)

Что будет, если в приказе о приеме на работу и трудовом договоре записаны разные условия? Какие ошибки суд сочтет техническими (не имеющими негативных последствий для организации), а какие смысловыми, и, скорее всего, встанет на сторону работника? Как поведение сторон трудового спора может повлиять на квалификацию судом ошибок в кадровых документах?

Изменения полномочий и документов органов управления АО и ООО

В августе 2024 г. внесли обширные изменения в законы об ООО, АО и ряд дрдругих. Уточнили, что должно быть указано в протоколах общего собрания участников / акционеров и совета директоров, варианты их подписания. Изменили порядок проведения общего собрания с дистанционным участием. Скорректировали подход к разграничению полномочий между различными органами управления в ООО и АО. Регламентировали порядок заседаний и принятия решений советом директоров ООО. Обязательным станет нотариальное заверение решений о назначении директора ООО. И др.

Материально-техническое обеспечение архива: что следует предусмотреть?

Что стоит закупать для обеспечения нормальной работы архива организации? Вам пригодится как сам подробный список, так и пояснения опытного архивиста о том, что бывает и что лучше выбирать, как использовать. Поговорим о стеллажах, архивных коробах, светильниках и оборудовании окон, мебели, оргтехнике, канцтоварах, коммунальном обслуживании, охране и пожарной безопасности. Ссылки на нормативную базу и сама логика работы помогут доказать руководству, что это вам действительно нужно.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.