Как отличить разъездной характер работы от командировок или работ в пути, в полевых условиях, вахтовым методом? Вы поймете, как соответствовать требованиям законодательства, если в вашей организации есть курьеры, торговые представители или иные работники «разъездного характера», какие документы обязательно надо издать, а какие – желательно, как их грамотно составить. Также сможете понять цену вопроса – каковы штрафы за ошибки в документальном оформлении трудовых отношений с такими работниками.

Распознаем разъездную работу

В начале отделим разъездной характер работ от другой работы, связанной с поездками, а для этого нужно понять специфику каждого варианта:

  • служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы 1. Как видите, речь идет о периодических поездках, а не постоянной работе в разъездах;
  • работа в пути – это работа, выполняемая при движении транспортного средства (например: стюардессы, проводника, водителя общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев, метро), кондуктора, лоцмана и т.д.);
  • подвижной характер работы – это режим работы, когда человек вынужден выезжать к месту работы и при этом не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания (как правило, в строительных организациях) 2;
  • работа в полевых условиях связана с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов 3 (например: геолого-разведочные и топографо-геодезические работы);
  • вахтовый метод – это форма организации труда, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение людей домой (в место постоянного проживания). При этом работники в период нахождения на объекте проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках 4.

Учитывая, что определения разъездного характера работы в законодательстве не содержится, рассмотрим, что говорил о нем Роструд (см. письмо Роструда от 12.12.2013 № 4209-ТЗ). Итак, признаки разъездного характера работы, по его мнению, следующие (ее выполняют, например, торговые агенты, курьеры, экспедиторы, почтальоны и т.п.):

  • трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах 5;
  • у работника не может быть стационарного рабочего места 6;
  • работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации 7;
  • при этом разъездной характер работы не подразумевает обязательное возвращение каждый день к месту проживания 8. Иначе не была бы предусмотрена обязанность 9 работодателя оплачивать работнику расходы по найму жилого помещения и суточные. Но в отличие от командировок, ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер 10.

Кстати, если работнику установлен разъездной характер работы, то работодатель не имеет права направлять его в командировки 11.

Утверждаем перечень разъездных работников

Категории работников, чья работа носит разъездной характер, законодательно не утверждены 12. Так что решение вопроса об отнесении той или иной работы к разъездной принимается организацией самостоятельно 13. Перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами 14. В отсутствие такого перечня служебные поездки работников будут считаться командировками 15.

Мы предлагаем вам издать приказ (Пример 1), утверждающий:

  • перечень таких работников (он обязателен). Тут есть тонкость: ст. 168.1 ТК РФ предписывает его устанавливать «коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами», т.е. любым из этих вариантов. Коллективные договоры и соглашения заключаются не в любой организации. Идеально было бы оформить этот перечень как отдельный локальный нормативный акт, утвержденный приказом либо непосредственно руководителем организации. Но если перечень крохотный (например, всего 3 позиции), то его можно привести:

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Расширение зоны запретов на использование иностранных мессенджеров

Объясняем, какие мессенджеры каким организациям и для чего запретили использовать. С 1 июня 2025 года широкому кругу организаций в принципе запретили общение с гражданами России (в т.ч. с собственными клиентами) через иностранные мессенджеры. Ранее 1 марта 2023 года были введены более фрагментарные запреты, которые тоже продолжают действовать.А штраф для непослушных организаций может доходить до 700 000 рублей. Рассказываем и о конкретном судебном деле, возникшем из-за того, что сотрудник банка послал клиенту информацию о взыскании просроченной задолженности, а банк потом за это оштрафовали на 200 000 рублей.

Как разделить на части ежегодный оплачиваемый отпуск

Какой продолжительности может быть ежегодный оплачиваемый отпуск. На какие части его можно разбивать – насколько мелко дробить, в какие дни предоставлять (как «тянуть одеяло на себя» пытаются некоторые работники и работодатели). Как документально оформить инициирование разбиения отпуска на части и согласие с этим другой стороны. Показываем образцы: предложения работодателя о планировании отпуска в графике на следующий год частями; заявления работника о том же; предложения работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; нескольких заявлений работников о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или даже на следующий год; согласия работника; отрицательных и положительных резолюций руководителя.

Обновление штрафов за нарушения в работе с персональными данными

С 30 мая 2025 г. вступили в силу самые крупные многомиллионные штрафы (в т.ч. % с годовой выручки) за нарушения в работе с персональными данными. В табличной форме показываем все виды нарушений в этой сфере и наказаний за них, которые действуют на данный момент в административном и уголовном кодексах. Комментируем самые примечательные моменты. Например, за что и в каких организациях оштрафуют только должностное лицо, а в каких только само юрлицо, каким организациям штраф уменьшат в 2 раза или взыщут как с ИП.

Организация приема и учет посетителей секретарем

Как организовать запись посетителей на прием к руководителю и аккумулировать информацию о проведенных встречах. Какие требования защиты персональных данных надо соблюсти. Какие виды пропусков бывают. Как встречать посетителей. Что стоит фиксировать в журнале учета посетителей и журнале приема граждан по личным вопросам. Как представлять «гостей» руководителю, готовить для него документы и необходимую справочную информацию. Как регистрировать и передавать на исполнение документы посетителей и решения руководителя по итогам встреч.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.