Top.Mail.Ru
Как отличить разъездной характер работы от командировок или работ в пути, в полевых условиях, вахтовым методом? Вы поймете, как соответствовать требованиям законодательства, если в вашей организации есть курьеры, торговые представители или иные работники «разъездного характера», какие документы обязательно надо издать, а какие – желательно, как их грамотно составить. Также сможете понять цену вопроса – каковы штрафы за ошибки в документальном оформлении трудовых отношений с такими работниками.

Распознаем разъездную работу

В начале отделим разъездной характер работ от другой работы, связанной с поездками, а для этого нужно понять специфику каждого варианта:

  • служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы 1. Как видите, речь идет о периодических поездках, а не постоянной работе в разъездах;
  • работа в пути – это работа, выполняемая при движении транспортного средства (например: стюардессы, проводника, водителя общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев, метро), кондуктора, лоцмана и т.д.);
  • подвижной характер работы – это режим работы, когда человек вынужден выезжать к месту работы и при этом не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания (как правило, в строительных организациях) 2;
  • работа в полевых условиях связана с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов 3 (например: геолого-разведочные и топографо-геодезические работы);
  • вахтовый метод – это форма организации труда, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение людей домой (в место постоянного проживания). При этом работники в период нахождения на объекте проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках 4.

Учитывая, что определения разъездного характера работы в законодательстве не содержится, рассмотрим, что говорил о нем Роструд (см. письмо Роструда от 12.12.2013 № 4209-ТЗ). Итак, признаки разъездного характера работы, по его мнению, следующие (ее выполняют, например, торговые агенты, курьеры, экспедиторы, почтальоны и т.п.):

  • трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах 5;
  • у работника не может быть стационарного рабочего места 6;
  • работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации 7;
  • при этом разъездной характер работы не подразумевает обязательное возвращение каждый день к месту проживания 8. Иначе не была бы предусмотрена обязанность 9 работодателя оплачивать работнику расходы по найму жилого помещения и суточные. Но в отличие от командировок, ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер 10.

Кстати, если работнику установлен разъездной характер работы, то работодатель не имеет права направлять его в командировки 11.

Утверждаем перечень разъездных работников

Категории работников, чья работа носит разъездной характер, законодательно не утверждены 12. Так что решение вопроса об отнесении той или иной работы к разъездной принимается организацией самостоятельно 13. Перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами 14. В отсутствие такого перечня служебные поездки работников будут считаться командировками 15.

Мы предлагаем вам издать приказ (Пример 1), утверждающий:

  • перечень таких работников (он обязателен). Тут есть тонкость: ст. 168.1 ТК РФ предписывает его устанавливать «коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами», т.е. любым из этих вариантов. Коллективные договоры и соглашения заключаются не в любой организации. Идеально было бы оформить этот перечень как отдельный локальный нормативный акт, утвержденный приказом либо непосредственно руководителем организации. Но если перечень крохотный (например, всего 3 позиции), то его можно привести:

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экономика отправки корреспонденции по почте

Как спланировать почтовые расходы с использованием таблиц в Excel – показываем логику расчетов, чтобы при имеющихся объемах корреспонденции выбрать оптимальные способы отправки: с франкированием конвертов, наклейкой марок собственными силами или силами почты, электронным сервисом «Почты России». Как контролировать расход бюджета с помощью таблиц и диаграмм в Excel. Как заключить договор с «Почтой России», а потом «закрывать» ежемесячно актом и по окончании года.

Как установить правила поведения сотрудников в Интернете

Чем работнику могут грозить негативные отзывы в интернет-пространстве о его организации, коллегах, клиентах и партнерах. Как работодатель может установить своим работникам правила поведения в Интернете, в т.ч. в соцсетях и мессенджерах.

«Считываем людей» по их профилям в соцсетях

Как оценивают кандидатов на должность по поведению в соцсетях: на что обращают внимание, какие выводы могут быть сделаны? Описываем 7 психотипов личности, каждому из которых свойствененны определенные характеристики (привычки, ценности, мотивы, убеждения), варианты поведения, сильные и слабые стороны, для какой работы они лучше всего подходят. Далее объясняем, как эти 7 типов личности можно распознать по поведению в соцсети (что пишут о себе, какие слова и формулировки используют, какие фото, посты и статусы выкладывают и др.). Во-первых, вы поймете, какие выводы о вас могут сделать профессионалы, когда вы будете устраиваться на работу. А во-вторых, сами сможете лучше разбираться в людях.

Алгоритм действий по удалению из Интернета информации о себе

Как заставить поисковики исключить из результатов поиска незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о человеке: как действовать, как найти правильную фирму-адресат, к которой надо обратиться, как составить такое требование, сколько времени отводится поисковику на «реагирование», как найти управу на тех, кто игнорирует ваше требование. Как заставить владельца сайта удалить с него персональные данные человека: порядок действий, образец требования, сколько отводится времени на его исполнение, куда жаловаться.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).