Top.Mail.Ru
Как отличить разъездной характер работы от командировок или работ в пути, в полевых условиях, вахтовым методом? Вы поймете, как соответствовать требованиям законодательства, если в вашей организации есть курьеры, торговые представители или иные работники «разъездного характера», какие документы обязательно надо издать, а какие – желательно, как их грамотно составить. Также сможете понять цену вопроса – каковы штрафы за ошибки в документальном оформлении трудовых отношений с такими работниками.

Распознаем разъездную работу

В начале отделим разъездной характер работ от другой работы, связанной с поездками, а для этого нужно понять специфику каждого варианта:

  • служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы 1. Как видите, речь идет о периодических поездках, а не постоянной работе в разъездах;
  • работа в пути – это работа, выполняемая при движении транспортного средства (например: стюардессы, проводника, водителя общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев, метро), кондуктора, лоцмана и т.д.);
  • подвижной характер работы – это режим работы, когда человек вынужден выезжать к месту работы и при этом не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного проживания (как правило, в строительных организациях) 2;
  • работа в полевых условиях связана с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов 3 (например: геолого-разведочные и топографо-геодезические работы);
  • вахтовый метод – это форма организации труда, когда не может быть обеспечено ежедневное возвращение людей домой (в место постоянного проживания). При этом работники в период нахождения на объекте проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках 4.

Учитывая, что определения разъездного характера работы в законодательстве не содержится, рассмотрим, что говорил о нем Роструд (см. письмо Роструда от 12.12.2013 № 4209-ТЗ). Итак, признаки разъездного характера работы, по его мнению, следующие (ее выполняют, например, торговые агенты, курьеры, экспедиторы, почтальоны и т.п.):

  • трудовая функция работника предполагает постоянную работу в разъездах 5;
  • у работника не может быть стационарного рабочего места 6;
  • работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации 7;
  • при этом разъездной характер работы не подразумевает обязательное возвращение каждый день к месту проживания 8. Иначе не была бы предусмотрена обязанность 9 работодателя оплачивать работнику расходы по найму жилого помещения и суточные. Но в отличие от командировок, ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, должна носить постоянный характер 10.

Кстати, если работнику установлен разъездной характер работы, то работодатель не имеет права направлять его в командировки 11.

Утверждаем перечень разъездных работников

Категории работников, чья работа носит разъездной характер, законодательно не утверждены 12. Так что решение вопроса об отнесении той или иной работы к разъездной принимается организацией самостоятельно 13. Перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами 14. В отсутствие такого перечня служебные поездки работников будут считаться командировками 15.

Мы предлагаем вам издать приказ (Пример 1), утверждающий:

  • перечень таких работников (он обязателен). Тут есть тонкость: ст. 168.1 ТК РФ предписывает его устанавливать «коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами», т.е. любым из этих вариантов. Коллективные договоры и соглашения заключаются не в любой организации. Идеально было бы оформить этот перечень как отдельный локальный нормативный акт, утвержденный приказом либо непосредственно руководителем организации. Но если перечень крохотный (например, всего 3 позиции), то его можно привести:

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как не прогадать при смене наименования должности

Для каких организаций требования профстандартов обязательны? Когда важно соблюдать требования квалификационных справочников? Какие требования эти документы предъявляют к образованию и опыту работы секретаря, помощника руководителя, делопроизводителю, документоведу, специалисту ДОУ, руководителю подразделения по управлению документами, заведующему архивом, заместителю руководителя организации по вопросам управления документами и др.? Могут ли уволить за несоответствие этим требованиям? Как при помощи профстандарта определить правильное наименование должности под выполняемый функционал? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя, пострадавшего от смены наименования должности.

Экономика отправки корреспонденции по почте

Как спланировать почтовые расходы с использованием таблиц в Excel – показываем логику расчетов, чтобы при имеющихся объемах корреспонденции выбрать оптимальные способы отправки: с франкированием конвертов, наклейкой марок собственными силами или силами почты, электронным сервисом «Почты России». Как контролировать расход бюджета с помощью таблиц и диаграмм в Excel. Как заключить договор с «Почтой России», а потом «закрывать» ежемесячно актом и по окончании года.

Разработка локальных нормативных актов об использовании электронных подписей в организации

Что говорит законодательство о 3 видах электронных подписей (простой, неквалифицированной и квалифицированной) и других ключевых понятиях. Структура, содержание и примеры формулировок для Регламента применения простой ЭП внутри организации и Регламента применения квалифицированной ЭП при взаимодействии с другими организациями. Какие документы стоит создавать в виде электронных подлинников, подписанных ЭП, как организации решать этот вопрос.

«Считываем людей» по их профилям в соцсетях

Как оценивают кандидатов на должность по поведению в соцсетях: на что обращают внимание, какие выводы могут быть сделаны? Описываем 7 психотипов личности, каждому из которых свойствененны определенные характеристики (привычки, ценности, мотивы, убеждения), варианты поведения, сильные и слабые стороны, для какой работы они лучше всего подходят. Далее объясняем, как эти 7 типов личности можно распознать по поведению в соцсети (что пишут о себе, какие слова и формулировки используют, какие фото, посты и статусы выкладывают и др.). Во-первых, вы поймете, какие выводы о вас могут сделать профессионалы, когда вы будете устраиваться на работу. А во-вторых, сами сможете лучше разбираться в людях.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).