Что уже изменилось для работодателей и призывников, и что еще ждет в обозримом будущем. Данная сфера автоматизируется: в каких реестрах какие сведения будут аккумулироваться, как получить к ним доступ. Что изменили в правилах воинского учета, вручения повесток о призыве на воинскую службу и о вызове на военные сборы.
Какие ограничения вводятся для уклонистов. Какие санкции грозят организациям за нарушение порядка ведения воинского учета.
Вступил в силу большой пакет законодательных поправок, связанных с воинским учетом. Основные изменения коснулись закона о воинской обязанности и воинской службе. Эти нововведения, прозванные журналистами «законом об электронных повестках», сразу же внесли большую сумятицу в умы соотечественников. Причем мнения об актуальности и необходимости таких изменений высказываются самые разные. Мы тщательно изучили новшества, а также проекты Минобороны и Минцифры России о воинском учете и двух подготавливаемых реестрах, увязали их с имеющимися наработками в данной сфере и теперь рассказываем вам, в чем смысл законодательных изменений, какие дополнительные обязанности они влекут для работодателей, а также как влияют на объявленный Президентом РФ призыв на военные сборы.
Какие законы изменили
Изменения, вступившие в силу 14.04.2023 1, затронули сразу несколько нормативных правовых актов. В целом подверглись заметному изменению 7 федеральных законов:
- о воинской обязанности 2;
- безопасности дорожного движения 3;
- порядке въезда и выезда из РФ 4;
- регистрации юридических лиц и ИП 5;
- потребительском кредите 6;
- государственной регистрации недвижимости 7;
- государственной регистрации транспорта 8.
Текущие изменения можно условно разделить на 3 больших блока:
- первый – предназначенный для государственных органов. Регулирует порядок создания специализированного реестра воинского учета. По-своему логичный и понятный шаг. Не секрет, что военкоматы в нашей стране долгое время находились на периферии армейского бюджета. Снабжаясь по остаточному принципу и электронной техникой, и специалистами, необходимыми для ее эксплуатации. Создание общероссийской системы воинского учета на этом фоне выглядит как принципиальный шаг вперед. Помимо этого, к переводу системы воинского учета в электронную форму создается дополнительный реестр направленных (врученных) повесток;
- второй блок – предназначенный для призывников. Именно он вызвал наибольшие волнения в обществе. Поправки, по сути, меняют базовые принципы доставки повесток, переводя акцент с нарочного с большой сумкой на современные виды связи. А также вводя совершенно новый для современной российской практики «институт обеспечения отдачи государственного долга»;
- третий блок – это новые обязанности, накладываемые законодателем на работодателя. Они возникают как в рамках работы с доставкой повесток, так и в рамках передачи информации во вновь формируемый электронный реестр.
Рассмотрим каждый из названных блоков подробнее.
Два новых реестра
По результатам законодательной инициативы будет создано 2 взаимосвязанных между собой электронных реестра:
-
реестр воинского учета будет включать в себя всю необходимую информацию о военнообязанных (персональные данные, сведения об учебе, наличии детей и т.п.);
-
реестр повесток, по сути, должен представлять собой «доску объявлений», на которой каждый военнообязанный будет узнавать, выдана ему повестка для явки в военкомат или нет.
Пункт 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности теперь определяет, что «постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета». В совокупности с возможностью постановки на воинский учет и изменения сведений в нем без явки гражданина, помноженной на требования к органам власти, муниципальным органам и организациям-работодателям (а также ИП) предоставлять в военкоматы необходимые сведения, это означает полную автоматизацию процесса.
По сути, создается еще одно условно независимое звено электронного учета населения, близкое по своему смыслу к тем, что есть сейчас в распоряжении практически всех государственных органов, начиная с органов внутренних дел и налоговой инспекции и заканчивая Фондом пенсионного и социального страхования России.
Так же, как и для данных подсистем, обратная связь с гражданами (как объектами воинского учета) реализуется через портал госуслуг. С точки зрения функционала было бы логично предусмотреть 9, что для взаимодействия с военнообязанными в реестре воинского учета будет реализована схема с использованием личного кабинета, аналогичная той, что представлена на сайте Федеральной налоговой службы России (nalog.ru). Напомним, что сейчас для налогоплательщиков реализована не только функция получения уведомлений от налоговой инспекции, но и возможность войти в личный кабинет в системе налогового учета через личный кабинет (по идентификаторам) с портала госуслуг.
К сожалению, текущими поправками подобный механизм прямо не предусмотрен. Есть лишь указание, что уведомления из реестра воинского учета направляются в личный кабинет на госуслугах (т.е. обращение идет только в одну сторону). Это следует из положений Закона о воинской обязанности, указывающих, что гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов не только при личной явке гражданина в военный комиссариат, но и с использованием личного кабинета гражданина на портале государственных и муниципальных услуг (функций) (п. 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности).
В отличие от реестра воинского учета, реестр повесток не содержит никакой информации, связанной с военными обязанностями гражданина. В нем, по сути, не будет ничего, кроме персональных данных и информации о выданных повестках. Зато в этом случае закон прямо предусматривает наличие в реестре повесток личного кабинета, попасть в который можно будет через портал госуслуг....