Реформа воинского учета и новые электронные повестки

Что уже изменилось для работодателей и призывников, и что еще ждет в обозримом будущем. Данная сфера автоматизируется: в каких реестрах какие сведения будут аккумулироваться, как получить к ним доступ. Что изменили в правилах воинского учета, вручения повесток о призыве на воинскую службу и о вызове на военные сборы. Какие ограничения вводятся для уклонистов. Какие санкции грозят организациям за нарушение порядка ведения воинского учета.

Вступил в силу большой пакет законодательных поправок, связанных с воинским учетом. Основные изменения коснулись закона о воинской обязанности и воинской службе. Эти нововведения, прозванные журналистами «законом об электронных повестках», сразу же внесли большую сумятицу в умы соотечественников. Причем мнения об актуальности и необходимости таких изменений высказываются самые разные. Мы тщательно изучили новшества, а также проекты Минобороны и Минцифры России о воинском учете и двух подготавливаемых реестрах, увязали их с имеющимися наработками в данной сфере и теперь рассказываем вам, в чем смысл законодательных изменений, какие дополнительные обязанности они влекут для работодателей, а также как влияют на объявленный Президентом РФ призыв на военные сборы.

Какие законы изменили

Изменения, вступившие в силу 14.04.2023 1, затронули сразу несколько нормативных правовых актов. В целом подверглись заметному изменению 7 федеральных законов:

  • о воинской обязанности 2;
  • безопасности дорожного движения 3;
  • порядке въезда и выезда из РФ 4;
  • регистрации юридических лиц и ИП 5;
  • потребительском кредите 6;
  • государственной регистрации недвижимости 7;
  • государственной регистрации транспорта 8.

Текущие изменения можно условно разделить на 3 больших блока:

  • первый – ​предназначенный для государственных органов. Регулирует порядок создания специализированного реестра воинского учета. По-своему логичный и понятный шаг. Не секрет, что военкоматы в нашей стране долгое время находились на периферии армейского бюджета. Снабжаясь по остаточному принципу и электронной техникой, и специалистами, необходимыми для ее эксплуатации. Создание общероссийской системы воинского учета на этом фоне выглядит как принципиальный шаг вперед. Помимо этого, к переводу системы воинского учета в электронную форму создается дополнительный реестр направленных (врученных) повесток;
  • второй блок – ​предназначенный для призывников. Именно он вызвал наибольшие волнения в обществе. Поправки, по сути, меняют базовые принципы доставки повесток, переводя акцент с нарочного с большой сумкой на современные виды связи. А также вводя совершенно новый для современной российской практики «институт обеспечения отдачи государственного долга»;
  • третий блок – ​это новые обязанности, накладываемые законодателем на работодателя. Они возникают как в рамках работы с доставкой повесток, так и в рамках передачи информации во вновь формируемый электронный реестр.

Рассмотрим каждый из названных блоков подробнее.


Два новых реестра

По результатам законодательной инициативы будет создано 2 взаимо­связанных между собой электронных реестра:

  • реестр воинского учета будет включать в себя всю необходимую информацию о военнообязанных (персональные данные, сведения об учебе, наличии детей и т.п.);
  • реестр повесток, по сути, должен представлять собой «доску объявлений», на которой каждый военнообязанный будет узнавать, выдана ему повестка для явки в военкомат или нет.

Пункт 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности теперь определяет, что «постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета». В совокупности с возможностью постановки на воинский учет и изменения сведений в нем без явки гражданина, помноженной на требования к органам власти, муниципальным органам и организациям-работодателям (а также ИП) предоставлять в военкоматы необходимые сведения, это означает полную автоматизацию процесса.

По сути, создается еще одно условно независимое звено электронного учета населения, близкое по своему смыслу к тем, что есть сейчас в распоряжении практически всех государственных органов, начиная с органов внутренних дел и налоговой инспекции и заканчивая Фондом пенсионного и социального страхования России.

Так же, как и для данных подсистем, обратная связь с гражданами (как объектами воинского учета) реализуется через портал госуслуг. С точки зрения функционала было бы логично предусмотреть 9, что для взаимодействия с военнообязанными в реестре воинского учета будет реализована схема с использованием личного кабинета, аналогичная той, что представлена на сайте Федеральной налоговой службы России (nalog.ru). Напомним, что сейчас для налогоплательщиков реализована не только функция получения уведомлений от налоговой инспекции, но и возможность войти в личный кабинет в системе налогового учета через личный кабинет (по идентификаторам) с портала госуслуг.

К сожалению, текущими поправками подобный механизм прямо не предусмотрен. Есть лишь указание, что уведомления из реестра воинского учета направляются в личный кабинет на госуслугах (т.е. обращение идет только в одну сторону). Это следует из положений Закона о воинской обязанности, указывающих, что гражданам должна быть обеспечена возможность представления необходимых для осуществления воинского учета документов не только при личной явке гражданина в военный комиссариат, но и с использованием личного кабинета гражданина на портале государственных и муниципальных услуг (функций) (п. 1.2 ст. 8 Закона о воинской обязанности).

В отличие от реестра воинского учета, реестр повесток не содержит никакой информации, связанной с военными обязанностями гражданина. В нем, по сути, не будет ничего, кроме персональных данных и информации о выданных повестках. Зато в этом случае закон прямо предусматривает наличие в реестре повесток личного кабинета, попасть в который можно будет через портал госуслуг....

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если работник еще не стоит на воинском учете

При приеме на работу человек должен предъявить определенные документы, а что если среди них нет документа воинского учета? Должна ли организация из-за этого отказаться от приема его на работу? Что в этой ситуации обязан сделать ответственный за ведение воинского учета в организации в течение 3 рабочих дней? Показываем примеры уведомления военкомата и направления работнику в военкомат для постановки на воинский учет (поясняя, от каких утвержденных форм можно оттолкнуться для оформления этих обязательных документов и что надо в них актуализировать).

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

Кого ставить на воинский учет

На воинский учет следует ставить всех работников мужского пола. Какие исключения есть из этого правила? Кроме того, женщин каких профессий и специальностей это тоже касается? Разбираемся и со сложными случаями – что делать с людьми, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (в отношении них правила изменились 24.06.2023); с только что получившими российское гражданство; с принятыми на работу по совместительству или студентами очной формы обучения. Достаточно распространена ситуация, когда человек не имеет регистрации в месте проживания, где он устроен на работу. Для уведомления военкомата о таких работниках предусмотрены специальные формы документов, примеры заполнения которых мы показываем.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Срок хранения приказов по воинскому учету

В организации ведется воинский учет и бронирование граждан, находящихся в запасе. При изменении персональных данных забронированного работника необходимо внести изменения в список забронированных работников, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ. Изменения необходимо внести приказом. К какому типу приказов его отнести? Какой срок хранения у журнала учета приказов по воинскому учету и бронированию граждан, находящихся в запасе?

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

Если работник еще не стоит на воинском учете

При приеме на работу человек должен предъявить определенные документы, а что если среди них нет документа воинского учета? Должна ли организация из-за этого отказаться от приема его на работу? Что в этой ситуации обязан сделать ответственный за ведение воинского учета в организации в течение 3 рабочих дней? Показываем примеры уведомления военкомата и направления работнику в военкомат для постановки на воинский учет (поясняя, от каких утвержденных форм можно оттолкнуться для оформления этих обязательных документов и что надо в них актуализировать).