На кого необходимо вести личные дела? Для каких категорий работников это можно делать по-разному? Какие документы подшивать в личное дело в виде оригиналов, а какие – в виде копий? В какой последовательности? Как определить срок хранения личного дела? Как собирать документы так, чтобы перед сдачей личного дела уволенного в архив не пришлось его «перелопачивать» и переоформлять внутреннюю опись документов дела?
Личное дело представляет собой совокупность документов, содержащих сведения о работнике и его трудовой деятельности в конкретной организации. Личное дело формируется по принципу досье:
- содержит и оригиналы, и копии документов (см. Пример 1);
- документы с разными нормативными сроками хранения (Пример 2);
- документы, относящиеся к различным системам и подсистемам документации (Пример 4).
Пример 1. Формирование в личное дело оригиналов и копий документов
В личное дело помещаются:
-
оригинал заявления о приеме на работу,
-
копия приказа о приеме на работу (или назначении на должность),
-
подлинник трудового договора с работником (экземпляр работодателя с отметкой работника об ознакомлении и получении своего экземпляра этого документа).
Пример 2. Формирование в личное дело документов с разными сроками хранения
Общий нормативный срок хранения, например:
- копий приказов – до минования надобности, а
- трудового договора – 50 или 75 лет 1.
Теперь вспомним принцип определения срока хранения дела по «старшему» сроку входящих в его состав документов. Тогда на копию приказа распространится более длительный срок хранения трудового договора, и общий срок хранения всех документов личного дела получится 50 или 75 лет.
Личное дело, «закрывающееся» сейчас в обычной коммерческой организации в связи с увольнением соответствующего работника, будет считаться законченным делопроизводством после 1 января 2003 года, поэтому срок его хранения составит 50 лет (см. Пример 3) на основании ч. 2 ст. 22.1 Закона об архивном деле (см. цитату из этого закона далее).
Только если человек уволился до 1 января 2003 года (т.е. его личное дело закончено делопроизводством до 1 января 2003 года), храниться оно должно 75 лет на основании ч. 1 той же статьи.
Фрагмент документа
Статья 22.1 «Сроки хранения документов по личному составу» (в ред. от 18.06.2017) Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»
1. Документы по личному составу, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, хранятся 75 лет.
2. Документы по личному составу, законченные делопроизводством после 1 января 2003 года, хранятся 50 лет.
3. По истечении сроков хранения, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, документы по личному составу, образовавшиеся в процессе деятельности источников комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, подлежат экспертизе ценности документов.
4. Положения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, не распространяются на документы по личному составу, в отношении которых действующими перечнями архивных документов с указанием сроков их хранения установлен иной срок хранения.
5. Документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, хранятся в государственных органах, в которых граждане проходили государственную службу, не являющуюся государственной гражданской службой, в течение 75 лет после прекращения государственной службы с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения.
Ранее действовавшие формулировки ст. 22.1 вызывали сложности при их выполнении на практике, т.к. требовали определять срок хранения в зависимости от даты создания документа по личному составу. В результате исправлений, внесенных в эту статью летом 2017 года, определяющим моментом стала дата окончания делопроизводством – порядок действий стал более привычным и понятным:
Пример 3. Как отсчитывать срок хранения личного дела
Допустим, Иванов устроился на работу в 2010 году, а уволился в ноябре 2017 года, тогда считается, что его личное дело закончено делопроизводством в 2017 году (хотя в него сформировано много оригиналов документов с разными годами создания: трудовой договор от 03.03.2010, дополнительное соглашение об изменении трудового договора от 05.05.2012 и т.п. вплоть до приказа об увольнении от 01.11.2017).
Личное дело этого человека (а значит, и всех документов, входящих в него) закончено делопроизводством после 01.01.2003, поэтому хранить его следует 50 лет. Исчислять срок начинаем с 1 января 2018 года. Истекает он 31 декабря 2068 года, и выделить это дело к уничтожению можно будет начиная с 1 января 2069 года.
Пример 4. Формирование в личное дело документов разных систем документации
Личный листок по учету кадров (кадровая анкета) является учетным документом, который включен в подсистему документации по личному составу, а приказ является распорядительным документом. Документы об образовании и квалификации – правоустанавливающие документы личного хранения.
Но в целом личные дела, документы которых фиксируют отношения работника и работодателя в период выполнения работником трудовых функций, принято рассматривать как относящиеся к подсистеме документов по личному составу.
Личное дело в номенклатуре дел
Документы личного дела отражают трудовые отношения работника и работодателя. Эти документы выполняют функцию доказательства в спорных случаях, подтверждают законность действий работодателя, а также защищают социальные (в т.ч. пенсионные) права работника.
Документы, накапливаемые в личных делах, содержат персональные данные и относятся к информации конфиденциального характера. Работа с ними должна регулироваться Политикой в области обработки и защиты персональных данных, которая обязательна для каждой организации. Кроме того, в организации может быть разработан такой локальный нормативный акт (ЛНА), как Регламент формирования личных дел работников.
Основные правила формирования личных дел начали складываться в период разработки Единой государственной системы делопроизводства 2. Тогда предусматривалось, что для людей рабочих профессий личные дела формировать нет надобности, а для специалистов (ИТР) и руководителей – надо.
Подчеркнем, что в настоящее время личную карточку необходимо вести всем работодателям на всех своих работников, а личные дела необходимо вести только на госслужащих. Поэтому...