Финансовый кризис во многих странах выявил недостатки в регулировании рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников. Именно это форс-мажорное обстоятельство мирового масштаба заставило регулирующие органы РФ оперативно вносить поправки в законодательство, касающееся данной сферы финансового сектора. Ряд новшеств был введен исходя из практики других стран в период нестабильности на финансовых рынках, часть нововведений была запланирована ранее, но кризис заставил ускорить их рассмотрение и вступление в силу. В данной статье более подробно остановимся на изменениях в законодательстве, которые напрямую касаются деятельности эмитентов, особенностей выпуска и обращения их ценных бумаг, в том числе на фондовой бирже, ответственности должностных лиц, а также кратко опишем изменения в регулировании профессиональных участников рынка ценных бумаг. Итак, обобщим все поправки в нормативно-правовые акты в сфере рынка ценных бумаг, сделанные за последний год.
На фоне начавшегося в 2008 году глобального финансового кризиса, который первым на себе почувствовал финансовый сектор и, в частности, рынок ценных бумаг, Правительство РФ активно стало разрабатывать изменения в соответствующие нормативно-правовые акты. В одних случаях речь шла об ускорении внесения давно назревавших поправок, в других – о совершенно новых аспектах регулирования рынка ценных бумаг, призванных смягчить негативное влияние внешних факторов на российский финансовый рынок и повысить его устойчивость в будущем. Часть нововведений была направлена на упрощение выхода компаний на рынок ценных бумаг, другая часть – на ужесточение требований, предъявляемых к эмитентам и профессиональным участникам для повышения защищенности финансовых средств инвесторов и, соответственно, привлекательности отечественного рынка ценных бумаг в целом1. Рассмотрим каждое нововведение подробно.
Изменения в терминологии нормативно-правовых актов
В ст. 51.2 Федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) расширен перечень квалифицированных инвесторов, и теперь к этой категории также относятся:
- некоммерческие организации в форме фондов, которые относятся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», единственными учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и которые созданы в целях приобретения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, привлекающих инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, – только в отношении указанных инвестиционных паев;
- государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий».
Кроме того, другие юридические и физические лица также могут быть признаны квалифицированными инвесторами, если они не только владеют и совершают сделки с «ценными бумагами и иными финансовыми инструментами», но и «заключают договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами».
С введением новой редакции ст. 2 появилось уточнение, что не является публичным размещением/обращением размещение и обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (далее – организатор торговли).
Финансовый инструмент
Благодаря дополнению в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 25.11.2009 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в законодательстве появилось определение финансового инструмента, под которым теперь подразумевается ценная бумага или производный финансовый инструмент. А производным финансовым инструментом считается договор, за исключением договора РЕПО, предусматривающий одну или несколько следующих обязанностей:
- Обязанность сторон или стороны договора периодически или единовременно уплачивать денежные суммы, в том числе в случае предъявления требований другой стороной, в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции, значений, рассчитываемых на основании цен производных финансовых инструментов, значений показателей, составляющих официальную статистическую информацию, значений физических, биологических и (или) химических показателей состояния окружающей среды, от наступления обстоятельства, свидетельствующего о неисполнении или ненадлежащем исполнении одним или несколькими юридическими лицами, государствами или муниципальными образованиями своих обязанностей (за исключением договора поручительства и договора страхования), либо иного обстоятельства, которое предусмотрено федеральным законом или нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, а также от изменения значений, рассчитываемых на основании одного или совокупности нескольких указанных в настоящем пункте показателей. При этом такой договор может также предусматривать обязанность сторон или стороны договора передать другой стороне ценные бумаги, товар или валюту либо обязанность заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом.
- Обязанность сторон или стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать ценные бумаги, валюту или товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом.
- Обязанность одной стороны передать ценные бумаги, валюту или товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после дня заключения договора, обязанность другой стороны принять и оплатить указанное имущество и указание на то, что такой договор является производным финансовым инструментом.
Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, подробно освещены в ст. 51.4 Закона о рынке ценных бумаг.
Сделки РЕПО
В законодательстве впервые появилось определение договора РЕПО как отдельного вида сделки (ст. 51.3 Закона о рынке ценных бумаг). Ранее она рассматривалась как две сделки – покупка и продажа.
Итак, договором РЕПО признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору РЕПО) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору РЕПО) ценные бумаги, а покупатель по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора РЕПО) и по которому покупатель по договору РЕПО обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору РЕПО, а продавец по договору РЕПО обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора РЕПО).
В этой же статье Закона о рынке ценных бумаг подробно описаны условия данного договора, его объекты, права и обязанности продавцов и покупателей, случаи прекращения договорных обязательств.
В данном нормативном акте было введено новое определение манипулирования ценами на рынке ценных бумаг, а именно: в п. 2 ст. 51 более подробно охарактеризованы действия, которые следует относить к манипулированию ценами со стороны участников рынка ценных бумаг. В то же время был дополнительно введен п. 2.1 указанной статьи, в котором перечислены действия, не являющиеся манипулированием ценами.
В п. 1.14 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 09.10.2007 г. № 07-102/пз-н (далее – Положение о деятельности по организации торговли), были обозначены признаки, которыми должен обладать фондовый индекс, используемый в целях приостановления торгов. Одновременно с этим исключено понятие технического индекса, о котором речь шла ранее в п. 1.15 Положения о деятельности по организации торговли. Вместо него для целей приостановления торгов в определенных случаях введено понятие текущей цены ценной бумаги, которую организатор торговли обязан рассчитывать в соответствии с установленной методикой их расчета, но с учетом определенных требований, перечисленных в п. 1.15.1–1.15.6.
В качестве одной из санкций, применяемых по отношению к эмитенту в случае совершения им административного правонарушеня, введена дисквалификация его должностных лиц. В соответствии с п. 3.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административнохозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.
В данном разделе целесообразно упомянуть изменения, внесенные в 2009 г. в Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Он напрямую не регулирует рынок ценных бумаг, но определяет права и обязанности акционеров, обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. В данный закон была введена дополнительная ст. 32.1, посвященная сущности акционерного соглашения, условий его заключения, правам и обязанностям его сторон.
Соответственно, ст. 89, которая содержит перечень документов, подлежащих хранению в акционерном обществе, была дополнена уведомлениями о заключении акционерных соглашений, направленными обществу, а также списками лиц, заключивших такие соглашения.
Организация торговли на рынке ценных бумаг
В ст. 9 Закона о рынке ценных бумаг появилось еще одно уточнение, касающееся квалифицированных инвесторов. Теперь организатор торговли вправе допустить к торгам ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов. При этом организатор торговли не вправе раскрывать и предоставлять любым заинтересованным лицам информацию о ценных бумагах, предназначенных для квалифицированных инвесторов, и о сделках с...