Какой из способов оплаты следует использовать, чтобы быть уверенным, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до момента исполнения платежа? Какой способ оплаты позволяет заведомо убедиться в платежеспособности контрагента? На что следует обратить внимание при документарных расчетах? Настоящая статья позволяет детально рассмотреть используемые в мировой практике способы расчетов, их преимущества и недостатки.
Развитие международных отношений и, в первую очередь, торговых, провоцирует постоянный поиск способов расчетов, минимизирующих риски обеих сторон, участвующих в гражданско-правовых отношениях. Покупатель хочет быть уверен, что товар будет отгружен (согласно условиям договора), продавец – что товар будет оплачен в порядке, предусмотренном внешнеэкономическим соглашением. В международной банковской практике применяются разнообразные формы расчетов, как с использованием денежных средств, так и посредством ценных бумаг (векселей, чеков). Банки могут производить расчеты в форме аккредитива, инкассо, перевода, а также в других формах, применяемых в международной практике.Несмотря на доминирующую позицию документарных расчетов над другими банковскими операциями, в настоящее время данная тематика недостаточно изучена. Отсутствует комплексный подход к решению проблемы, нет единого мнения в оценке отдельных форм международных расчетов и платежных условий внешнеторговых сделок.
Расчеты по инкассо
Международным актом, регулирующим расчеты по инкассо, являются Унифицированные правила (Uniform Rules of Collections, далее – «URC») 1, разработанные Международной торговой палатой в ходе обобщения практики в области международных банковских расчетов, систематизации обычаев делового оборота. Унифицированные правила по инкассо (в настоящее время действует редакция 1995 года – URC-522) не являются нормативным актом и обычно применяются при наличии ссылки на них в договоре между клиентом и банком 2.
Не являясь нормативным актом, URC тем не менее содержат основополагающие термины инкассирования: определение, виды, способ и порядок осуществления обязательств, ответственность сторон, толкование различных терминов, а также иные вопросы, что и обуславливает, по нашему мнению, широкое применение URC различными финансово-кредитными организациями.
URC определяет инкассо как операции с документами, осуществляемые банками на основании полученных в инкассовом поручении инструкций, в целях 3:
- получения акцепта платежа и (или) самого платежа;
- выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) против платежа;
- выдачи документов на других условиях.
Субъектами отношений, возникающих в процессе инкассирования, согласно URC, выступают:
- а) доверитель (principal) – лицо, которое направляет в свой банк поручение об инкассировании;
- б) банк-ремитент – банк (remitting bank), которому доверитель поручает операцию по инкассированию;
- в) инкассирующий банк (collecting bank) – участвующий в операции по инкассированию банк;
- г) представляющий банк (presenting bank) – инкассирующий банк, представляющий документы плательщику;
- д) плательщик (drawee) – лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.
Действия участников инкассового поручения
При осуществлении инкассового поручения между его участниками возникают следующие отношения:
- Заключение международного коммерческого контракта с указанием банков, посредством которых будут производиться расчеты.
- Осуществление продавцом отгрузки товара в соответствии с условиями контракта.
- Получение продавцом документов от перевозчика.
- Предъявление продавцом комплекта документов в банк-ремитент вместе с инкассовым поручением.
- Проверка документов банком-ремитентом и направление их с инкассовым поручением инкассирующему банку.
- Представление инкассирующим банком комплекта документов покупателю с целью получения платежа или акцепта.
- Получение инкассирующим банком платежа от покупателя и выдача ему документов.
- Перевод инкассирующим банком денежных средств, обусловленных в договоре, банку-ремитенту в соответствии с поручением в инкассо.
- Зачисление банком-ремитентом выручки по инкассо на счет продавца.
Важнейшим элементом инкассо является инкассовое поручение 4, структура которого также определена положениями URC. Вместе с выставляемыми на инкассо финансовыми или коммерческими документами оно служит доказательством полномочий банка на осуществление данной операции, а также содержит указания принципала банку, называемые инкассовыми инструкциями.
Платежи банком осуществляются строго в рамках инкассового поручения против финансовых и (или) коммерческих документов. Под финансовыми документами понимаются переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки или подобные документы; к коммерческим документам согласно URC относятся счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности или подобные документы, не являющиеся финансовыми документами.
Инкассовое поручение должно содержать точные указания об условиях, при которых переданные банку документы могут быть выданы плательщику (покупателю). Как правило, в нем отражаются следующие сведения:
- реквизиты сторон (банка-ремитента, доверителя, плательщика, представляющего банка, плательщика);
- сведения о сумме и валюте платежа, подлежащих инкассации;
- сведения о прилагаемых документах с указанием листов каждого документа;
- условия передачи документов;
- сроки и порядок получения платежа и (или) акцепта платежа;
- указание места, в котором должно быть сделано представление;
- возможность принятия частичных платежей по инкассо и...