Top.Mail.Ru

Международные банковские расчеты: инкассо, аккредитив, банковский перевод

Какой из способов оплаты следует использовать, чтобы быть уверенным, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до момента исполнения платежа? Какой способ оплаты позволяет заведомо убедиться в платежеспособности контрагента? На что следует обратить внимание при документарных расчетах? Настоящая статья позволяет детально рассмотреть используемые в мировой практике способы расчетов, их преимущества и недостатки.
Развитие международных отношений и, в первую очередь, торговых, провоцирует постоянный поиск способов расчетов, минимизирующих риски обеих сторон, участвующих в гражданско-правовых отношениях. Покупатель хочет быть уверен, что товар будет отгружен (согласно условиям договора), продавец – что товар будет оплачен в порядке, предусмотренном внешнеэкономическим соглашением. В международной банковской практике применяются разнообразные формы расчетов, как с использованием денежных средств, так и посредством ценных бумаг (векселей, чеков). Банки могут производить расчеты в форме аккредитива, инкассо, перевода, а также в других формах, применяемых в международной практике.

Несмотря на доминирующую позицию документарных расчетов над другими банковскими операциями, в настоящее время данная тематика недостаточно изучена. Отсутствует комплексный подход к решению проблемы, нет единого мнения в оценке отдельных форм международных расчетов и платежных условий внешнеторговых сделок.

Расчеты по инкассо

Международным актом, регулирующим расчеты по инкассо, являются Унифицированные правила (Uniform Rules of Collections, далее – «URC») 1, разработанные Международной торговой палатой в ходе обобщения практики в области международных банковских расчетов, систематизации обычаев делового оборота. Унифицированные правила по инкассо (в настоящее время действует редакция 1995 года – URC-522) не являются нормативным актом и обычно применяются при наличии ссылки на них в договоре между клиентом и банком 2.

Не являясь нормативным актом, URC тем не менее содержат основополагающие термины инкассирования: определение, виды, способ и порядок осуществления обязательств, ответственность сторон, толкование различных терминов, а также иные вопросы, что и обуславливает, по нашему мнению, широкое применение URC различными финансово-кредитными организациями.

URC определяет инкассо как операции с документами, осуществляемые банками на основании полученных в инкассовом поручении инструкций, в целях 3:

  • получения акцепта платежа и (или) самого платежа;
  • выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) против платежа;
  • выдачи документов на других условиях.

Субъектами отношений, возникающих в процессе инкассирования, согласно URC, выступают:

  • а) доверитель (principal) – лицо, которое направляет в свой банк поручение об инкассировании;
  • б) банк-ремитент – банк (remitting bank), которому доверитель поручает операцию по инкассированию;
  • в) инкассирующий банк (collecting bank) – участвующий в операции по инкассированию банк;
  • г) представляющий банк (presenting bank) – инкассирующий банк, представляющий документы плательщику;
  • д) плательщик (drawee) – лицо, которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.

Действия участников инкассового поручения

При осуществлении инкассового поручения между его участниками возникают следующие отношения:

  1. Заключение международного коммерческого контракта с указанием банков, посредством которых будут производиться расчеты.
  2. Осуществление продавцом отгрузки товара в соответствии с условиями контракта.
  3. Получение продавцом документов от перевозчика.
  4. Предъявление продавцом комплекта документов в банк-ремитент вместе с инкассовым поручением.
  5. Проверка документов банком-ремитентом и направление их с инкассовым поручением инкассирующему банку.
  6. Представление инкассирующим банком комплекта документов покупателю с целью получения платежа или акцепта.
  7. Получение инкассирующим банком платежа от покупателя и выдача ему документов.
  8. Перевод инкассирующим банком денежных средств, обусловленных в договоре, банку-ремитенту в соответствии с поручением в инкассо.
  9. Зачисление банком-ремитентом выручки по инкассо на счет продавца.

Важнейшим элементом инкассо является инкассовое поручение 4, структура которого также определена положениями URC. Вместе с выставляемыми на инкассо финансовыми или коммерческими документами оно служит доказательством полномочий банка на осуществление данной операции, а также содержит указания принципала банку, называемые инкассовыми инструкциями.

Платежи банком осуществляются строго в рамках инкассового поручения против финансовых и (или) коммерческих документов. Под финансовыми документами понимаются переводные и простые векселя, чеки, платежные расписки или подобные документы; к коммерческим документам согласно URC относятся счета, отгрузочные документы, документы о праве собственности или подобные документы, не являющиеся финансовыми документами.

Инкассовое поручение должно содержать точные указания об условиях, при которых переданные банку документы могут быть выданы плательщику (покупателю). Как правило, в нем отражаются следующие сведения:

  • реквизиты сторон (банка-ремитента, доверителя, плательщика, представляющего банка, плательщика);
  • сведения о сумме и валюте платежа, подлежащих инкассации;
  • сведения о прилагаемых документах с указанием листов каждого документа;
  • условия передачи документов;
  • сроки и порядок получения платежа и (или) акцепта платежа;
  • указание места, в котором должно быть сделано представление;
  • возможность принятия частичных платежей по инкассо и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Интервью с директором ПМЭФ об организации Форума – ​2021

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проводится с 1997 года. В последнее десятилетие он стал действительно знаковым событием для бизнес-сообщества. О том, как был организован ПМЭФ в 2021 году в условиях коронавирусных ограничений, как были реализованы мероприятия по противодействию COVID-19 (ПЦР-тестирование, аккредитация, дистанционное измерение температуры, обработка помещений и др.), какая культурная программа ждала гостей Форума, мы побеседовали с директором Петербургского международного экономического форума Алексеем Вальковым.

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Как оспорить запись о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ

Как только закон позволил налоговикам исключать из ЕГРЮЛ организации, имеющие недостоверные данные о юридическом адресе, больше всего пострадал именно честный бизнес. Если у компании в выписке из ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности юрадреса и она не успела сменить или подтвердить его установленным образом, то по истечении шести месяцев после появления такой записи налоговый орган вправе ликвидировать данную фирму. Но как показала практика применения налоговыми органами этой нормы, закон стал действовать не на пользу, а во вред. Налоговики вносят отметки о недостоверности юридического адреса в том числе и предприятиям, которые реально находятся по адресам, зарегистрированным в ЕГРЮЛ. Что делать в таком случае? Каковы риски и последствия для реально действующего бизнеса? Как добросовестным компаниям избежать приостановки предпринимательской деятельности? Надо отстаивать свои интересы, вплоть до обращения в суд! В этом мы вам поможем: в статье найдете необходимые разъяснения и образцы как жалобы в вышестоящий регистрирующий орган, так и заявления в суд.

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Дистанционное банковское обслуживание: преимущества и риски

ДБО, безусловно, экономит время, расширяет выбор банков и имеет ряд других преимуществ. Но данный вид обслуживания делает вас зависимыми от технических сбоев в предоставлении связи, от успешной интеграции системы ДБО в информационную систему вашей компании, от возможного мошенничества со стороны третьих лиц. Обязательно взвесьте все «за» и «против» и постарайтесь минимизировать риски. Материал данной статьи поможет вам в этом.

Что учесть при организации корпоратива

Не за горами декабрь, а значит, пора думать о корпоративном мероприятии. Правовому департаменту совместно со службой персонала, отделом безопасности и отделом снабжения необходимо организовать праздник таким образом, чтобы, что называется, и волки были сыты, и овцы остались целы. Рассказываем, что предусмотреть при заключении договора, какие особенности учесть и каких ошибок не допустить.

Что относится к персональным данным: судебная практика

Одним из наиболее непростых практических вопросов, связанных с обработкой персональных данных, является перечень информации, которая может быть к ним отнесена. Дело в том, что перечень этих данных открытый и определять, относятся ли какие-то сведения к персональной информации конкретного лица необходимо индивидуально. Например, будут ли персональными данными фамилия и имя человека, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и пр. в отдельных ситуациях. Обратимся для ответов на эти вопросы к судебной практике.