Чтобы сэкономить время и деньги, контрагенты все чаще обращаются к «нетрадиционным» способам заключения соглашений, в частности, с использованием факса. Благо, гражданское законодательство позволяет это сделать. Однако просто обменяться факсограммами недостаточно. Для того чтобы избежать рисков, связанных с отказом контрагента от договора, необходимо соблюсти некоторые формальности и учесть ряд нюансов, не видимых с первого взгляда. Расскажем о них.

Как свидетельствует практика, факсограммы имеют широкое применение в различных областях общественной жизни: по факсу направляют извещения участникам судебного разбирательства, заключают (изменяют, расторгают) гражданско-правовые договоры, выстраивают взаимодействие с различными организациями и т.д. В настоящей статье с учетом правоприменительной практики арбитражных судов рассмотрены возможности использования факсограмм и требования, предъявляемые к ним.

Факсограмма (факс) – это выполненная на бумажном носителе копия документа, переданного по каналам факсимильной связи при помощи факсимильной аппаратуры. Факс используется с целью оперативного обмена документами для быстрого доступа к нужной информации. По факсу можно передать любой документ на бумажном носителе – акт, распоряжение, соглашение, протокол собрания и др. Чаще всего факс используется для передачи деловой корреспонденции и разного рода информационных сообщений.

Требования к факсограммам

В соответствии с п. 8.2 ГОСТа Р 6.30-2003. «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) факсимильная связь обеспечивает передачу информации с бумажного носителя (тексты, таблицы, графики, рисунки, чертежи, фотографии и т.д.) и прием этой информации в виде копии (факсимиле), часто называемой факсом или телефаксом.

Требования к составлению и оформлению сообщений, передаваемых по факсу, определяются видом отправляемого документа-подлинника (письмо, договор, протокол и т.д.).

Документ, получаемый на выходе факсимильной связи, при соблюдении установленных условий и процедур может обладать юридической силой.

Отправляемые по каналам факсимильной связи документы должны быть напечатаны четким, контрастным шрифтом или написаны шариковой ручкой или тушью, контрастными черными, темно-синими чернилами.

В нормативных актах содержатся определенные правила оформления факсограмм, предъявляемые к ним требования. Так, абз. 2 п. 2.8 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (утв. приказом ВАС РФ от 25.03.2004 № 27) предусматривает, что поступившие по электронной связи телеграммы, факсограммы и электронные сообщения регистрируются в соответствующем учетном журнале. В случае необходимости отправитель извещается об обязательности досылки оригинала документа.

Судебная практика выработала следующие требования к оформлению факсов:

  1. К текстам факсограмм должны быть приложены факсимильные отчеты о времени, датах и адресах отправки факсов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2007 по делу № А39-1001/2007).
  2. В компании должен быть журнал исходящих факсов, в которых отражается информация, указанная в предыдущем пункте....

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Заверения о налоговых обстоятельствах: что такое и как применять?

Последнее время растет число организаций, активно добавляющих в свои договоры положения, призванные обезопасить их от претензий налоговой инспекции, вызванных действиями недобросовестных партнеров. Насколько эта практика действенна? Поможет ли правильный текст договора избежать давления со стороны налоговиков? Мы разобрались в этом вопросе, проанализировав действующее законодательство о заверениях об обстоятельствах, письма чиновников и судебную практику. Рассказываем, как сейчас работают заверения в налоговых правоотношениях. Даем 14 образцов формулировок для использования в договорах и в переписке с контрагентами.

Оформляем протокол разногласий к договору

Что такое «протокол разногласий»? Когда он выступает акцептом на иных условиях, а когда отказом от акцепта и одновременно встречной офертой? Кто может подписывать протокол разногласий? Каковы сроки его направления второй стороне? Когда лучше не прибегать к этому документу? Что нужно включить в протокол разногласий? Какие пометки надо сделать в договоре и где именно, если к нему есть протокол? Чем отличается протокол разногласий от протокола согласования разногласий? Нужно ли дублировать реквизиты сторон из договора в протокол? Когда вступает в силу договор с протоколом разногласий? Расскажем про особенности составления документа, составляемого в рамках госзакупок.

Отношения созалогодержателей и старшинство залогов

Статус залогового кредитора предоставляет участнику гражданского оборота возможность удовлетворить свои требования к должнику за счет стоимости заложенного имущества преимущественно перед остальными кредиторами (п. 1 ст. 334 ГК РФ). Залоговый кредитор вправе рассчитывать на получение 70% (80% для конкурсного кредитора по кредитному договору) всех средств, вырученных от реализации предмета залога, но не более чем основная сумма задолженности по обеспеченному залогом обязательству, и причитающихся ему процентов (п. 1 ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 129‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Разберемся, кто такие созалогодержатели, в каких ситуациях у одного должника может быть несколько залоговых кредиторов, чем могут отличаться их статусы, и соответственно права, каков порядок управления залогом и информирования.

Изучаем договор товарного кредита

Что такое товарный кредит? Чем он отличается от договора аренды или безвозмездного пользования? Какие условия необходимо прописать в договоре о товарном кредите? Какая плата может быть установлена? Можно ли применить неустойку в неденежной форме в качестве меры ответственности за нарушение заемщиком срока возврата товарного кредита? Почему так важно прописать в договоре товарного кредита возможность взыскания процентов и неустойки не только за истекший период, но и на будущее время (вплоть до фактического погашения задолженности)? Как выбрать форму оплаты и прописать ее в договоре? Зачем нужно прописывать денежный эквивалент товарного займа? С помощью сложившейся судебной практики ответим на эти и другие вопросы.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

В каких случаях можно ставить вопрос о злоупотреблении правом?

Термин «злоупотребление правом» известен каждому юристу. Однако что понимается под ним на практике, знают далеко не все. А между тем, если суд установит, что лицо злоупотребило правом, он может отказать ему в защите полностью или частично, а также применить другие не менее жесткие меры. Разберемся, в каких конкретных случаях можно заявить о том, что контрагент или сторона в процессе злоупотребляет правом, и какие негативные последствия могут ждать их, если факт злоупотребления будет подтвержден.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.