Чтобы сэкономить время и деньги, контрагенты все чаще обращаются к «нетрадиционным» способам заключения соглашений, в частности, с использованием факса. Благо, гражданское законодательство позволяет это сделать. Однако просто обменяться факсограммами недостаточно. Для того чтобы избежать рисков, связанных с отказом контрагента от договора, необходимо соблюсти некоторые формальности и учесть ряд нюансов, не видимых с первого взгляда. Расскажем о них.

Как свидетельствует практика, факсограммы имеют широкое применение в различных областях общественной жизни: по факсу направляют извещения участникам судебного разбирательства, заключают (изменяют, расторгают) гражданско-правовые договоры, выстраивают взаимодействие с различными организациями и т.д. В настоящей статье с учетом правоприменительной практики арбитражных судов рассмотрены возможности использования факсограмм и требования, предъявляемые к ним.

Факсограмма (факс) – это выполненная на бумажном носителе копия документа, переданного по каналам факсимильной связи при помощи факсимильной аппаратуры. Факс используется с целью оперативного обмена документами для быстрого доступа к нужной информации. По факсу можно передать любой документ на бумажном носителе – акт, распоряжение, соглашение, протокол собрания и др. Чаще всего факс используется для передачи деловой корреспонденции и разного рода информационных сообщений.

Требования к факсограммам

В соответствии с п. 8.2 ГОСТа Р 6.30-2003. «Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (введен в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст) факсимильная связь обеспечивает передачу информации с бумажного носителя (тексты, таблицы, графики, рисунки, чертежи, фотографии и т.д.) и прием этой информации в виде копии (факсимиле), часто называемой факсом или телефаксом.

Требования к составлению и оформлению сообщений, передаваемых по факсу, определяются видом отправляемого документа-подлинника (письмо, договор, протокол и т.д.).

Документ, получаемый на выходе факсимильной связи, при соблюдении установленных условий и процедур может обладать юридической силой.

Отправляемые по каналам факсимильной связи документы должны быть напечатаны четким, контрастным шрифтом или написаны шариковой ручкой или тушью, контрастными черными, темно-синими чернилами.

В нормативных актах содержатся определенные правила оформления факсограмм, предъявляемые к ним требования. Так, абз. 2 п. 2.8 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (утв. приказом ВАС РФ от 25.03.2004 № 27) предусматривает, что поступившие по электронной связи телеграммы, факсограммы и электронные сообщения регистрируются в соответствующем учетном журнале. В случае необходимости отправитель извещается об обязательности досылки оригинала документа.

Судебная практика выработала следующие требования к оформлению факсов:

  1. К текстам факсограмм должны быть приложены факсимильные отчеты о времени, датах и адресах отправки факсов (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.11.2007 по делу № А39-1001/2007).
  2. В компании должен быть журнал исходящих факсов, в которых отражается информация, указанная в предыдущем пункте....

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Как участнику госзакупок проверить выданную банком гарантию

В прошлом номере мы говорили о лазейках, которые может включить банк в независимую гарантию. Этот вопрос особенно актуален, если гарантия приобретается для госзакупок. Наряду с ГК РФ требования к таким гарантиям устанавливает Федеральный закон № 44‑ФЗ. Если банковская гарантия не будет соответствовать законодательству, то заказчик откажется допускать участника к торгам; или если даже и допустит, позже признает победителя уклонившимся от заключения контракта и попросит ФАС России включить его в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольное ведомство, в свою очередь, может решить, что контракт заключен с нарушением, и обратится в суд с иском о признании аукциона недействительным. Расскажем, в чем заключаются обязательные требования к банковской гарантии и какие формулировки должны быть в нее включены, а каких стоит избегать.

Коммерческая тайна в договорной документации

Организации нередко обмениваются документами в рамках договоров, информацию из которых не хотелось бы разглашать. Поэтому на практике часто возникают вопросы. Можно ли установить режим коммерческой тайны для такой информации, в том числе, если в организации нет документов, регламентирующих порядок охраны коммерческой тайны? Разрешается ли ввести такой режим в отношениях всех документов с конкретным партнером или только в отношении определенной информации? Достаточно ли прописать положения об этом в островном договоре или надо заключать отдельное соглашение о конфиденциальности? Как нанести гриф ограничения доступа на документ, в том числе направленный по электронной почте?

Специфика заключения многостороннего договора

Когда договор считается многосторонним? В каком случае он выгоднее, чем привычное двустороннее соглашение? Когда такой договор будет квалифицирован как незаключенный? Каков объем прав и обязанностей каждой стороны многостороннего договора? Какие гарантии сторонам он предоставляет? Как его изменить или расторгнуть? Можно ли в нем закрепить право на выход или исключение одного из участников?

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Защита от валютных рисков в договорных отношениях

В последние годы положение российского рубля едва ли можно считать устойчивым. На таком фоне желание компаний обезопасить себя от рисков, связанных с изменениями курсов валют, вполне объяснимо. Сделать это можно двумя способами: либо сразу установить цену договора в валюте или условных единицах, либо предусмотреть, что в случае изменения курсов валют цена договора может меняться. Поговорим о каждом варианте.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.