Случаи, когда должник в силу финансовых проблем не может исполнить свои обязательства, едва ли можно назвать уникальными. А если сумма долга велика, то проблемы контрагента могут «перекинуться» и на кредитора. Чтобы избежать подобных сложностей, необходимо тщательно отслеживать сроки крупных платежей и при возникновении сомнений в финансовой состоятельности должника принимать незамедлительные меры. О них и пойдет речь.

Экономическая ситуация в нашей стране, да и в мире в целом, продолжает оставаться довольно сложной. И если еще несколько лет назад на просрочку исполнения платежа по договору в большинстве случаев можно было закрыть глаза и месяц-другой подождать, то сейчас данный факт должен как минимум насторожить. Во-первых, финансовые трудности контрагента могут привести к его банкротству. И чем раньше компания узнает о проблемах своего партнера, тем больше будет у нее шансов вернуть свои деньги. Во-вторых, банкротство контрагента может «аукнуться» даже в том случае, если он ничего вам не должен. Однако обо всем по порядку.

В рамках предпринимательской деятельности организации обычно имеют дело со многими контрагентами. В том случае, если каждый из них «забудет» оплатить счета, очевидно, что их финансовые трудности докатятся и до самой компании. Ситуация может еще более усложниться, когда дебиторская задолженность не будет погашена вследствие банкротства контрагента. Практика показывает, что «дебиторка» сама по себе в таких случаях не возвращается и пассивная линия поведения тут неуместна. Причем в идеале нужно сыграть на опережение, то есть оказаться расторопнее других кредиторов должника, а еще лучше самостоятельно инициировать процедуру его банкротства, особенно если его задолженность существенна для предприятия. Тогда все дальнейшее события будут проходить под контролем организации, что позволит вовремя отреагировать на новые обстоятельства и активно защищать свои интересы. Правда, в данной части столь активный кредитор также несет определенные риски.

Предпосылки банкротства

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), равно как и порядок осуществления мер по предупреждению банкротства, регламентированы Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ). В нем же прописан порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В соответствии со ст. 3 Закона № 127-ФЗ в общем случае компания считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены ею в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, первым признаком возможного банкротства является просрочка платежа на три месяца. Это и есть первый сигнал о том, что в бизнесе вашего контрагента не все гладко. Насторожить должна и смена руководства или учредителей компании-должника. Хорошо бы разузнать, что называется, через «разведчика», как контрагент исполняет свои налоговые обязательства, что у него с текучкой кадров и не «заморожено» ли его производство.

Отметим, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом (ст. 6 Закона № 127-ФЗ). Причем производство по делу может быть возбуждено при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее определенных сумм.

Таким образом, законодательством установлены два признака банкротства, одновременное наличие которых необходимо для введения в отношении должника процедуры банкротства:

  • сумма долга превышает 100 000 руб. (для ИП – 10 000 руб.);
  • должник просрочил исполнение обязательств более чем на три месяца.
К сведению

Закон № 127-ФЗ под кредиторами понимает только должников по денежным обязательствам и другим обязательным платежам. Однако это вовсе не означает, что если контрагент задолжал вам то или иное имущество, то долг ему придется простить. В таких ситуациях необходимо в судебном порядке расторгнуть спорную сделку, ссылаясь на то, что контрагент ненадлежаще исполняет свои обязательства, и потребовать возврата денежных средств. Тогда обязательство будет уже денежным, и вы сможете участвовать в деле о банкротстве.

Также необходимо иметь в виду, что договорные неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды и иные санкции не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника (п. 2...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Франчайзинг. Суды о том, почему важно читать договор

В последние годы франчайзинг как форма ведения бизнеса набирает обороты: все охотнее, особенно начинающие предприниматели, открывают рестораны, магазины, пекарни, школы и т. п. по «готовой схеме» франчайзинга (франшизе). При этом мало кто задумывается о том, что такая деятельность при всех ее преимуществах несет и множество рисков, ведь франчайзинг выступает как своеобразное «кредитное плечо»: он помогает в раскрутке бизнеса, но и одновременно становится дополнительным бременем, когда что-то «сбивается со сценария». Неудивительно: суды регулярно рассматривают споры между правообладателями (франчайзерами) и пользователями (франчайзи). Мы проанализировали эти споры за последние годы и рассказываем о подводных камнях, на которые могут натолкнуться стороны во франчайзинге, особенно франчайзи.

Заказчик не подписал КС-2 и КС-3: как доказать выполнение работ

Акт о приемке выполнения работ по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 являются одними из самых важных документов при работе по договору строительного подряда. На основании документов по этим формам заказчики принимают работы, подрядчики подтверждают объем выполненных работ, стороны производят расчеты друг с другом. Иногда возникают ситуации, когда подрядчик работал на объекте, все работы выполнил, а заказчик отказывается подписывать документы по формам № КС-2 и № КС-3. И еще взыскивает якобы неотработанный аванс с подрядчика в полном размере. Рассказываем подрядчикам, как доказать, что работы на объекте выполнены и, более того, выполнены вами. Приводим примеры из судебной практики, на которые можно опереться в случае спора.

Регламентация использования факсимиле

В прошлом номере журнала мы рассказали о том, когда допустимо использовать факсимиле, и дали образцы для формулировок в документах о применении факсимиле. Сейчас же сосредоточимся на порядке использования факсимиле сотрудниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Приведены образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно оформить и организовать правильное использование факсимиле на практике.

Когда можно использовать факсимиле

Поговорим о практике работы с факсимиле, а также допустимой сфере применения этого способа подписания документов. Как договариваться об уместности факсимиле на документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно отразить в заключаемом договоре? И наоборот – ​как в нем сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Даем образцы формулировок для договоров в различных ситуациях и пример соглашения об использовании факсимиле, которым можно воспользоваться на практике.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

В каких случаях можно ставить вопрос о злоупотреблении правом?

Термин «злоупотребление правом» известен каждому юристу. Однако что понимается под ним на практике, знают далеко не все. А между тем, если суд установит, что лицо злоупотребило правом, он может отказать ему в защите полностью или частично, а также применить другие не менее жесткие меры. Разберемся, в каких конкретных случаях можно заявить о том, что контрагент или сторона в процессе злоупотребляет правом, и какие негативные последствия могут ждать их, если факт злоупотребления будет подтвержден.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.