Протокол разногласий используется в практике многих компаний. Он позволяет выявить различия в точках зрения сторон на те или иные условия договора и оперативно найти компромисс. Однако при его составлении нужно иметь в виду немало тонкостей. Какие требования к этому документу выработала практика? Как правильно его составить? Нужно ли ссылаться на протокол разногласий в договоре? К каким договорам протоколы разногласий не составляются? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье.
В договорной работе многих компаний используется такой документ, как протокол разногласий. Он составляется в случаях, когда по тем или иным причинам не удалось согласовать условия договора с потенциальным контрагентом. В итоге руководство организации, оценив положения протокола разногласий, принимает решение о том, имеет ли смысл сотрудничать с той или иной фирмой. Расскажем, какую юридическую силу имеет протокол разногласий и на что следует обращать внимание при его составлении.
Сразу скажем, что протокол разногласий можно составлять почти к любому гражданско-правовому договору. Исключением является случай, когда возможность его составления противоречит закону.
К примеру, если договор заключается с победителем публичных торгов, то о протоколе разногласий не может быть и речи. Это связано с тем, что условия договора были заранее определены и известны участнику торгов, который имел возможность ознакомиться с документацией о торгах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2013 по делу № А82-14450/2012).
В такой ситуации подписание договора с протоколом разногласий по сути означает отказ от договора, заключаемого на публичных торгах. А это влечет утрату внесенного обеспечения и включение информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Протокол-соглашение
В процессе своей деятельности компании заключают различные договоры: поставки, подряда, оказания услуг и др. При этом специалисты компании взаимодействуют с представителями контрагентов, направляя им свои замечания к договору, встречаясь лично, обсуждая детали контракта. Если вопросов к проекту договора немного, то, как правило, их удается снять в ходе устного обсуждения или переписки по электронной почте.
Однако нередко решить спорные вопросы таким простым путем не удается. Сторона, не согласная с теми или иными условиями, может составить к договору протокол разногласий, отразив в нем все спорные аспекты. Если представленный протокол разногласий контрагента устраивает и он готов подписать договор в согласованной редакции, такой договор вступает в силу и действует в редакции подписанного сторонами протокола разногласий. В подобной ситуации договор с протоколом разногласий ничем особо не отличается от любого другого договора. Разница лишь в том, что протокол разногласий в данном случае будет дополнительным соглашением к договору в первоначальной редакции.
Многие крупные компании (операторы сотовой связи, поставщики коммунальных ресурсов, страховые организации и др.), как правило, отказываются обсуждать замечания к проектам договоров с каждым своим клиентом. И это вполне объяснимо, ведь клиентов у них много и уделить внимание каждому проблематично. В таких компаниях утверждаются и действуют проекты договоров, правки к которым не рассматриваются.
Как оформить
При подписании договора с протоколом разногласий об этом необходимо сказать в самом договоре. Данное указание можно включить в раздел «Заключительные положения». Сформулировать его можно, например, так:
Пример 1. Фрагмент договора поставки с положением об учете протокола разногласий
«Настоящий договор поставки от 18.09.2014 № 1 подписан в редакции протокола разногласий от той же даты по п. 1.6 (срок действия договора – 4 (Четыре) месяца против указанного в договоре 1 (Одного) года), п. 2.3 (способ поставки путем доставки продукции поставщиком на склад покупателя против условия в договоре на выборку товаров в месте нахождения поставщика) и п. 4.8 (снижение неустойки до 0,5 (Ноля целых пяти десятых) процента от суммы долга за просрочку в оплате продукции против указания в договоре на 1 (Один) процент)».