Протокол разногласий: составление и юридические риски

Протокол разногласий используется в практике многих компаний. Он позволяет выявить различия в точках зрения сторон на те или иные условия договора и оперативно найти компромисс. Однако при его составлении нужно иметь в виду немало тонкостей. Какие требования к этому документу выработала практика? Как правильно его составить? Нужно ли ссылаться на протокол разногласий в договоре? К каким договорам протоколы разногласий не составляются? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье.

В договорной работе многих компаний используется такой документ, как протокол разногласий. Он составляется в случаях, когда по тем или иным причинам не удалось согласовать условия договора с потенциальным контрагентом. В итоге руководство организации, оценив положения протокола разногласий, принимает решение о том, имеет ли смысл сотрудничать с той или иной фирмой. Расскажем, какую юридическую силу имеет протокол разногласий и на что следует обращать внимание при его составлении.

Сразу скажем, что протокол разногласий можно составлять почти к любому гражданско-правовому договору. Исключением является ­случай, когда возможность его составления противоречит закону.

К примеру, если договор заключается с победителем публичных торгов, то о протоколе разногласий не может быть и речи. Это связано с тем, что условия договора были заранее определены и известны участнику торгов, который имел возможность ознакомиться с документацией о торгах ­(постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2013 по делу № ­А82-14450/2012).

В такой ситуации подписание договора с протоколом разногласий по сути означает отказ от договора, заключаемого на публичных торгах. А это влечет утрату внесенного обеспечения и включение информации о компании в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок ­товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Протокол-соглашение

В процессе своей деятельности компании заключают различные договоры: поставки, подряда, оказания услуг и др. При этом специалисты компании взаимодействуют с представителями контрагентов, направляя им свои замечания к договору, встречаясь лично, обсуждая детали контракта. Если вопросов к проекту договора немного, то, как правило, их удается снять в ходе устного обсуждения или переписки по электронной почте.

Однако нередко решить спорные вопросы таким простым путем не удается. Сторона, не согласная с теми или иными условиями, может составить к договору протокол разногласий, отразив в нем все спорные аспекты. Если представленный протокол разногласий контрагента устраивает и он готов подписать договор в согласованной редакции, такой договор вступает в силу и действует в редакции подписанного сторонами протокола разногласий. В подобной ситуации договор с протоколом разногласий ничем особо не отличается от любого другого договора. Разница лишь в том, что протокол разногласий в данном случае будет ­дополнительным ­соглашением к договору в первоначальной редакции.

К сведению

Многие крупные компании (операторы сотовой связи, поставщики коммунальных ресурсов, страховые организации и др.), как правило, отказываются обсуждать замечания к проектам договоров с каждым своим клиентом. И это вполне объяснимо, ведь клиентов у них много и уделить внимание каждому проблематично. В таких компаниях утверждаются и действуют проекты договоров, правки к которым не рассматриваются.

Как оформить

При подписании договора с протоколом разногласий об этом необходимо сказать в самом договоре. Данное указание можно включить в раздел ­«Заключительные положения». Сформулировать его можно, например, так:

Пример 1. Фрагмент договора поставки с положением об учете протокола разногласий

«Настоящий договор поставки от 18.09.2014 № 1 подписан в редакции протокола разногласий от той же даты по п. 1.6 (срок действия договора – 4 (Четыре) месяца против указанного в договоре 1 (Одного) года), п. 2.3 (способ поставки путем доставки продукции поставщиком на склад покупателя против условия в договоре на выборку товаров в месте нахождения поставщика) и п. 4.8 (снижение неустойки до 0,5 (Ноля целых пяти десятых) процента от суммы долга за просрочку в оплате продукции против указания в договоре на 1 (Один) процент)».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Советы покупателю и продавцу при купле-продаже бизнеса

Купля-продажа бизнеса – всегда непростая сделка. Разбираем вопросы, в обязательном порядке подлежащие согласованию сторонами, по которым должна быть закреплена «дорожная карта» для их решения на случай, если после исполнения сделки возникнут ситуации, влияющие на взаимные обязательства и требования сторон. Выделяем показатели, которые могут оказать существенное воздействие на стоимость бизнеса (явные, скрытые и вероятные). Объясняем, какие заверения при оформлении сделки следует сделать покупателю и продавцу, чтобы снизить риски оспаривания сделки, чем грозит их нарушение и что для покупки бизнеса будет означать поворот исполнения сделки (в т. ч. при приобретении группы компаний), как может помочь опцион на заключение договора. Наши рекомендации применимы для сделок купли-продажи долей ООО и акций АО.

Когда стороны могут прибегнуть к сторнированию платежей

Что такое сторнирование и когда оно возможно? Почему сторнирование не является способом прекращения обязательств? Когда стороны к нему прибегают по собственной инициативе, а когда их обязывают это сделать? Какие последствия сторнирования надо учитывать? Разбираемся с помощью судебной практики.

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Доказательства направления судебных документов лицам, участвующим в деле

Одним из обязательных условий при подаче иска является приложение к нему документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления. Какие варианты подтверждения отправки документов можно приложить при отправке нарочным, курьерской службой или «Почтой России»? По какому адресу направлять документы участнику дела? Обязана ли получающая документы организация поставить отметку о поступлении документа? Какие реквизиты должна содержать такая отметка? Что делать, если в суде отказываются принимать исковое заявление?

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Что делать с кредитом, оформленным под влиянием мошенников?

В статье говорим, что предпринять, если вы попали на удочку мошенников и перевели свои деньги, в т. ч. и кредитные, на чужой счет, с которого моментально все было списано. Анализируя судебную практику, выясняем, что делать обманутому, какие заявления и куда писать, чем апеллировать. В частности, даем рекомендации по оспариванию кредитного договора с банком.