Работать с монополистами приходится многим организациям. Причем отказаться от товаров (работ, услуг) монополистов нельзя, поскольку найти им альтернативу очень сложно (если вообще возможно). Однако это вовсе не означает, что компания, занимающая доминирующее положение на рынке, может навязывать контрагентам свои «правила игры». Законодательство содержит немало ограничений и запретов в отношении монополистов. Расскажем, какие именно действия доминирующей компании будут вне закона.
В условиях текущего экономического кризиса многие предприятия, вероятно, будут стремиться изменить существующий порядок работы с контрагентами. Кому-то предоставить дополнительные преференции, кого-то, наоборот, поставить в более жесткие рамки. Но конечная цель будет одна – увеличение прибыли собственного бизнеса. На первый взгляд может показаться, что возможность наиболее успешно диктовать свои условия имеется у предприятий-монополистов. Ведь отказаться от производимых ими товаров (работ, услуг) в состоянии далеко не каждый. Однако деятельность лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, имеет серьезные законодательные ограничения. Знание таких нюансов поможет предприятиям, имеющим договорные отношения с монополистами, не допустить ущемления своих прав.
Как узнать монополиста
Традиционно при слове «монополист» многие представляют предприятия электроэнергетики, нефтяной, газовой промышленности и иные подобные корпорации, монопольное положение которых не вызывает сомнения. В то же время с точки зрения законодательства круг лиц, занимающих доминирующее положение на рынке (т.е. тех организаций, чья деятельность осуществляется с учетом антимонопольных ограничений), гораздо шире. Перечень таких организаций не статичен. При достижении определенных законом условий лицо может быть включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях.
Общие правила признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим определены в ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Доминирующим признается такое положение на рынке, которое дает лицу (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка конкурентов, и (или) затруднять им доступ на рынок.
Доминирующим считается положение (п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):
- субъектов, чья доля на рынке превышает 50%. Впрочем, компания может доказывать, что, несмотря на такое превышение, ее положение не является доминирующим;
- субъектов с долей на рынке от 35 до 50%, если антимонопольный орган докажет, что положение компании является доминирующим;
- субъектов с долей на рынке менее 35%, если антимонопольный орган установит, что субъект может определять уровень цены и оказывать влияние на общие условия обращения товара, при этом доступ на рынок для конкурентов затруднен, а реализуемый товар не может быть заменен другим.
Своеобразным ориентиром для понимания доминирующего положения может служить постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2012 № Ф09-3506/12. Решением антимонопольного органа было признано доминирующим положение компании на рынке услуг предоставления права проезда по территории земельного участка, принадлежащего ей на...