Несогласование существенных условий может повлечь крайне негативные последствия для сторон договора. Если контрагенты не согласуют существенные условия, соглашение будет считаться незаключенным. В такой ситуации невозможно взыскать договорную неустойку и обязать контрагента исполнить обязательства в натуре. А полученную предоплату придется вернуть. Чтобы подобного с вами не произошло, мы решили поговорить о существенных условиях договоров. В прошлом номере мы начали с поставки, аренды, подряда и оказания услуг. Теперь настал черед других распространенных соглашений.
Игнорирование существенных условий при заключении договора может стать причиной споров о природе договора, признания договора недействительным или его переквалификации судом (см., например, п. 1 и 22 Обзора практики разрешения споров по договору комиссии (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85)). В прошлом номере мы рассказали о существенных условиях договоров поставки, аренды, подряда и оказания услуг. Продолжая эту тему, поговорим о существенных условиях других соглашений, поименованных в ГК РФ.
Договор перевозки
Положения о договоре перевозки содержатся в главе 40 ГК РФ (ст. 784–800 ГК РФ). Причем в нее включены нормы о перевозке грузов, пассажиров, фрахтовании. Мы же рассмотрим наиболее распространенный вид перевозки – перевозку груза.
Фрагмент документа
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Из этого определения можно сделать вывод, что существенными условиями перевозки являются:
- предмет,
- пункт назначения,
- размер оплаты.
Вот только судебная практика смотрит на этот вопрос шире. Так, в постановлении от 17.02.2014 по делу № А28-10032/2013 Второй арбитражный апелляционный суд существенными условиями называет:
- предмет (вид груза);
- количество груза (вес, объем);
- срок доставки;
- пункты отправления и назначения;
- порядок расчетов;
- сумму договора перевозки;
- срок и порядок предоставления и использования автомобилей.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу № А53-96/2013 по количеству существенных пунктов ненамного отстает. Там сказано, что существенными являются следующие условия:
- наименование грузоотправителя и грузополучателя;
- пункты загрузки и разгрузки;
- наименование груза;
- количество, вес и цена груза;
- наименование транспортного средства;
- данные о водителе.
В качестве существенных условий также называются номенклатура перевозимого груза и маршрут (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу № А75-7714/2013), порядок транспортировки (решение Арбитражного суда Томской области от 13.05.2014 по делу № А67-1325/2014).
Как видно, разброс мнений судов о существенных условиях перевозки достаточно широк, поэтому сторонам рекомендуется подробно описывать все обстоятельства, требования и условия, относящиеся к перевозке.
По смыслу ст. 792 ГК РФ срок доставки не является существенным условием. Если стороны не включили этот пункт в соглашение, груз должен быть доставлен в разумный срок. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд со ссылкой на ст. 792 ГК РФ все же считает срок доставки существенным условием (постановление от 12.09.2016 № 13АП 14553/2016 по делу № А56-69104/2015). С ним соглашаются московские суды – Арбитражный суд г. Москвы (решение от 25.07.2016 по делу № А40-106065/2016) и Девятый арбитражный апелляционный суд (постановление от 10.10.2016 № 09АП 46220/2016 по делу № А40-10518/16).
Транспортная экспедиция
Отношения по поводу транспортной экспедиции урегулированы главой 41 ГК РФ (ст. 801–806), а также Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).
Фрагмент документа
Абзац 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Часто транспортная организация выступает одновременно в роли организатора перевозки и перевозчика, поэтому ее отношения с клиентом регулируются не только положениями главы 41 ГК РФ, но и главы 40 ГК РФ о перевозке (п. 2 ст. 801 ГК РФ, постановление ФАС Уральского округа от 10.01.2008 № Ф09-11013/07-С5).
Предмет договора
В предмет договора входит перечень услуг, выполняемых экспедитором. Например:
- организация перевозки груза по определенному маршруту определенным транспортом. Причем экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязанностей, если клиент не предоставил информацию об условиях перевозки и другие необходимые сведения (ст. 804 ГК РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 87-ФЗ);
- заключение экспедитором договора перевозки груза;
- обеспечение отправки и получения груза;
- получение документов и выполнение иных таможенных формальностей;
- проверка количества и состояния груза;
- другие услуги по усмотрению сторон.
Положения о договоре экспедиции не содержат указаний на иные существенные условия. Эта точка зрения подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 27.05.2014 № Ф05-4052/2014 по делу № А40-111744/13-45-382).
В решении по спору о заключенности договора Девятый арбитражный апелляционный суд указывал, что условие о предмете должно содержать конкретный вид (виды) оказываемой услуги, связанной с перевозкой груза. Стороны согласовали предмет договора, поэтому он был признан заключенным (постановление от 31.10.2016 по делу № А40-34539/16).
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд эту позицию поддерживает, указывая, что в договоре должно быть определено, какие услуги оказываются. Это будет говорить о согласованности предмета договора (постановление от 21.03.2011 № 13АП 1257/2011 по делу № А21-7189/2010).
Если предмет не будет достаточно детально прописан, то при возникновении спора суды могут переквалифицировать договор. Так поступил ФАС Восточно-Сибирского округа. Стороны заключили договор на перевозку песчано-гравийной смеси для работ на трассе по согласованной стоимости, но не оформили поручение экспедитору, содержащее сведения:
- о характере груза, его маркировке, весе, объеме;
- количестве грузовых мест.
Суд установил, что договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг (постановление от 02.10.2012 № Ф02-4419/2012 по делу № А58-776/2012).
Несущественные условия
Цена не является существенным условием договора транспортной экспедиции, хотя ГК РФ и содержит указание, что услуги экспедитора должны быть оплачены. Суды считают, что цену можно определить исходя из рыночной стоимости на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ (постановление...