Независимая гарантия. Ключевые аспекты, на которые нужно обращать внимание

Независимая гарантия – ​это удобный обеспечительный инструмент. Он позволяет кредитору (бенефициару) удовлетворить свои требования к должнику (принципалу) за счет третьего лица – ​гаранта. Независимая гарантия дает кредитору возможность получить деньги максимально быстро и без лишних споров: гарант только проверяет требование о платеже и прилагаемые документы по формальным критериям. Однако на практике бенефициары сплошь и рядом судятся с гарантами, отказывающими в выплатах. Расскажем, на что нужно обращать внимание при работе с гарантиями.

По условиям независимой гарантии гарант по просьбе принципала обязуется выплатить определенную денежную сумму бенефициару. Разумеется, за это обязательство гарант (п. 1 ст. 379 ГК РФ):

  • взимает вознаграждение (комиссию);
  • получает возможность потребовать от принципала вернуть выплаченные бенефициару суммы в регрессном порядке.

Независимые гарантии в подавляющем большинстве случаев выдают банки. Но стать гарантом может и обычная коммерческая компания, даже не имеющая какого-либо специального статуса (п. 2 ст. 368 ГК РФ). Тем не менее на практике широкое распространение получили именно банковские гарантии. Это и понятно: банк, в отличие от простого ООО, – серьезная структура. Обычная компания может сегодня выдать гарантию, а завтра – «испариться» из ЕГРЮЛ. Да и взять с такой фирмы, как правило, нечего.

Ключевые пункты

В тексте гарантии должны быть указаны дата ее выдачи, гарантийная сумма, сведения о гаранте, бенефициаре и принципале, срок действия, обеспечиваемые обязательства (п. 4 ст. 368 ГК РФ). Помимо этих общих пунктов она должна содержать условия выплаты денег. Например, если гарантия обеспечивает оплату стоимости выполненных бенефициаром работ, то требование к гаранту можно направить при уклонении принципала от оплаты.

Впрочем, гарантия может обеспечивать не только денежные, но и другие обязательства принципала. Так, в ней можно предусмотреть условие о том, что гарант выплачивает деньги в случае нарушения принципалом срока поставки товара, выполнения работ или оказания услуг (постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2019 № Ф05-7712/2019).

Для бенефициара главное понять, какие обязательства он хочет обеспечить, и убедиться в том, что они все поименованы в гарантии. Тогда, если он предъявит требование о платеже (в установленные сроки, в пределах гарантийной суммы и со всеми необходимыми документами), банк не сможет отвертеться и ему придется заплатить по гарантии.

Также для бенефициара важно при составлении гарантии не прозевать какие-то важные для себя моменты, зависящие от конкретных обстоятельств.

Судебная практика

Бенефициар в рамках гарантии рассчитывал получить от банка компенсацию судебных расходов. Вот только он не учел, что такие обязательства на себя не принимал. Поэтому в суде бенефициара ждал от ворот поворот (постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2019 № Ф05-5158/2019).

Еще очень важно проследить за тем, чтобы в тексте гарантии были корректно указаны все сведения о бенефициаре. Иначе в случае спора придется доказывать, что речь шла именно о нем. На практике такие казусы случаются нередко. И даже высшая судебная инстанция обратила на это внимание. В п. 2 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии (утв. Президиумом ВС РФ 05.06.2019, далее – Обзор), сказано, что обязательство из гарантии нельзя признать отсутствующим только потому, что в ней не указан бенефициар. Его можно установить из других источников (например, если гарант сам направил ему гарантию).

Универсальное условие

В гарантии может быть сказано, что банк...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Как рассчитать убытки за некачественное исполнение договора

В законодательстве нет точных формул расчета убытков за некачественное выполнение обязательств по договору. Еще во Временной методике определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями хозяйственных договоров (приложенной к письму Госарбитража СССР от 28.12.1990), отмечалось, что удовлетворяемость исков о возмещении убытков значительно ниже, чем по другим категориям споров. Это объяснялось трудностью доказывания размера убытков. В рамках этой методики и была принята первая и единственная попытка дать легальный свод формул расчета убытков. Однако не все положения документа применимы в современной рыночной экономике. Вместе с тем судебная практика уже сформировала способы (подходы) расчета убытков. В статье рассказываем, каковы на сегодняшний день общие правила расчета убытков, как суметь доказать их размер. Приводим различные способы расчета реального ущерба, упущенной выгоды и убытков, связанных с замещающей сделкой, а также так называемых абстрактных убытков.

Третейская оговорка в договоре

Нередко стороны согласовывают при заключении договора (или в дальнейшем) третейскую оговорку. Но, как показывает практика, такая оговорка не всегда срабатывает, поскольку ошибочность формулировок или нарушение порядка ее согласования «обнуляет» ее в глазах суда, который может отказать в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Наша подборка судебной практики поможет выявить наиболее распространенные ошибки. Зная их, сможете быть более эффективными в работе и защитить интересы своей стороны в договоре, вооружившись нужными аргументами.

Что учесть при запуске программы лояльности и начислении бонусных баллов

Что такое программа лояльности? Есть ли у нее какие-то ограничения? Какие условия можно в ней установить и как при этом не потерпеть убытки от клиентов? Что сделать, чтобы не допустить ситуации, когда суд взыскивает с предпринимателя убытки в размере неначисленных бонусных баллов? Подпадает ли неначисление баллов по программе лояльности под защиту прав потребителей? Можно ли полностью отказаться от начисления баллов, а также аннулировать имеющиеся? С какими требованиями может обратиться клиент в суд, если его не устроит что-то в бонусной программе? И как ему противостоять?

Риски использования факсимиле

В предыдущих номерах журнала мы рассказали, когда можно использовать факсимиле и как в документах прописать его применение. Теперь поговорим о документах, на которых факсимиле ставить нельзя, а также рисках его использования, например, в случае делегирования полномочий. Анализ судебной практики поможет сделать важные для работы выводы.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

В каких случаях можно ставить вопрос о злоупотреблении правом?

Термин «злоупотребление правом» известен каждому юристу. Однако что понимается под ним на практике, знают далеко не все. А между тем, если суд установит, что лицо злоупотребило правом, он может отказать ему в защите полностью или частично, а также применить другие не менее жесткие меры. Разберемся, в каких конкретных случаях можно заявить о том, что контрагент или сторона в процессе злоупотребляет правом, и какие негативные последствия могут ждать их, если факт злоупотребления будет подтвержден.

Подводные камни договора оказания услуг

Едва ли найдется хоть одна компания, которая никогда не сталкивалась с договором оказания услуг. В том числе и в связи с широким распространением этого вида договора между заказчиками и исполнителями возникает немало споров. Они касаются предмета соглашения, сроков оказания услуг и обмена документами, порядка приемки, возможности отказаться от договора в одностороннем порядке и т.п. Расскажем об этих и других спорных моментах, а главное – о том, как их избежать.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.