Рассказываем, как лучше зафиксировать условия, показатели, порядок и периодичность премирования контрагента в договоре; можно ли вопросы премирования урегулировать в одностороннем порядке. Узнаете, как снизить риск неполучения ожидаемого экономического эффекта от применения такого стимулирования. Разбираем судебную практику на примерах споров по договорам поставки. Затрагиваем и вопросы, связанные с выплатой бонусов по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Узнаете о рисках и подводных камнях. А из анализа приведенных нами судебных актов сможете позаимствовать удачные формулировки для своих договоров.
В гражданском обороте нередко можно встретить использование такого инструмента формирования цены, как выплата дополнительного, стимулирующего (премиального) вознаграждения контрагенту за выполнение им тех или иных показателей (закупка определенного объема товаров, соблюдение сроков выполнения работ и др.), достижение иных оговоренных результатов, имеющих положительный экономический эффект для плательщика такого бонуса. Самым ярким примером бонусного стимулирования являются выплаты, которые делает поставщик в пользу ритейлера, управляющего торговой сетью, где продаются его товары.
На примере договора поставки
Помимо взимания с поставщика платы за оказание маркетинговых услуг (размещение товара на определенных полках, установка рекламных стендов), при обсуждении условий договора поставки покупатель также нередко настаивает на включении положений о выплате в его пользу премий за достижение определенного объема закупок с привязкой к количеству или общей стоимости закупленной продукции.
Судебная практика признает допустимым условие договора поставки о выплате поставщиком в пользу покупателя премий в силу принципа свободы договора (ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 8 и ст. 421–422 ГК РФ). Закон не запрещает согласование в договоре поставки условия о том, что поставщик вправе простимулировать покупателя на приобретение у него товаров в большем объеме, и такая сделка является коммерчески выгодной для поставщика, заинтересованного в увеличении объема продаж своей продукции (см. решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2022 по делу № А73-18179/2021).
Более того, принятие поставщиком на себя обязанности по выплате покупателю стимулирующего вознаграждения за выполнение согласованных договором поставки показателей может являться предметом обязательства (ст. 307 ГК РФ).
Фрагмент документа
Часть 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Условия и показатели, периодичность выплаты премии
Премия подлежит выплате поставщиком покупателю, как правило, на условиях (с учетом заранее оговоренных показателей), предусмотренных договором поставки. Есть и другие варианты оформления премирования, о которых речь пойдет ниже. Сейчас же подробнее рассмотрим условия и показатели премирования.
Премия как стимулирующая мера должна быть всегда связана с получением поставщиком оплаты за отгруженный товар, поскольку в ином случае она просто будет лишена экономического смысла. Так, когда покупатель принял товар от поставщика и произвел за него оплату, поставщик может ему выплатить денежную премию или предоставить ее путем установления скидки.
Однако в ситуации, когда причитающаяся поставщику оплата не поступила, выплата премии за один лишь факт заказа и получения партии товара будет нежелательной, поскольку покупатель может свои обязательства перед ним не выполнить, и у него образуется дебиторская задолженность. Лучше всего премию привязать к заказу и оплате товара в определенном объеме, а также предусмотреть возможность ее выплаты как в денежной форме, так и путем зачета взаимных требований сторон договора поставки.
Поскольку закон не устанавливает каких-либо запретов и ограничений на этот счет, в договоре поставки можно предусмотреть начисление и выплату премий в определенную отчетную дату, например, ежемесячно или ежеквартально (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 по делу № А33-21192/2021), равно как и оговорить сроки ее выплаты.
Как снизить риск неполучения ожидаемого экономического эффекта
Важный момент, о котором стоит упомянуть, касается банкротства покупателя, когда существует только абстрактная возможность получения имущественного удовлетворения. Поставщик рискует тем, что в конечном итоге может не получить причитающиеся ему денежные средства из-за недостаточности имущества, за счет которого будет сформирована конкурсная масса покупателя-должника, объявленного банкротом, и таких примеров в судебной практике достаточно много (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2021 № Ф04-1328/2021 по делу № А45-1941/2020).
В этой связи для поставщика принципиально важно в договоре поставки выплату премии (как путем перечисления денежных средств, так и путем предоставления скидки от стоимости товара в будущем) обусловить соблюдением покупателем ряда условий. К их числу можно отнести заказ и принятие определенных партий товара, их фактическую оплату, в том числе на условиях отсрочки или рассрочки платежа, отсутствие дебиторской задолженности по иным поставкам / договорам, отсутствие или...