Краудфандинг – это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги (как правило, через интернет), чтобы поддержать проекты других людей или организаций. Это явление очень популярно в современном мире. Достаточно сказать, что в 2008 г. с помощью краудфандинга Барак Обама только на этапе предварительных выборов собрал 272 млн долларов США. Взносы (в основном небольшие) сделали более двух миллионов человек. Краудфандинг набирает популярность и в России. Разберемся, как он работает и на какие проекты можно собрать средства.
Одним из значимых сегментов современного финансового рынка является краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd — толпа, funding — финансирование), представляющий собой коллективное сотрудничество людей. Они добровольно объединяют свои деньги, как правило, через специализированные интернет-площадки, чтобы поддержать усилия других людей или организаций по реализации определенных проектов. Иными словами, краудфандинг – это способ решения финансовой проблемы с помощью привлечения неограниченного количества участников. В условиях кризиса краудфандинг может стать хорошей альтернативой банковским кредитам.
Суть явления
Краудфандинг представляет собой помощь в развитии тех или иных проектов за счет привлечения коллективных инвестиций от широкого круга неравнодушных лиц (далее – пользователи). Такой механизм привлекателен возможностью получения финансирования на безвозмездной основе. Этим он выгодно отличается от кредитов и займов (их придется отдавать вместе с процентами), а также от других способов привлечения средств, предполагающих какое-либо встречное предоставление со стороны организаторов проекта (доля в бизнесе, выплата части дохода после реализации проекта и др.).
Для успешного использования данного способа изначально должна быть заявлена понятная и привлекательная цель ( например, съемка на народные деньги фильма о выдающемся подвиге советских солдат1), определена необходимая сумма и срок на сбор средств, если у организаторов проекта дефицит времени.
Финансируемые проекты
В своих правилах краудфандинговая площадка может предусмотреть конкретные направления, по которым привлекается финансирование, и ввести запрет на сбор средств для определенных целей2. В описании проекта может быть приложена смета расходов для обеспечения прозрачности трат. При этом вся информация о ходе сбора средств должна быть открыта для заинтересованных лиц.
Некоторые краудфандинговые сайты предоставляют организаторам проектов дополнительную возможность...