Деловая репутация – такой же инструмент успешного бизнеса и карьеры, как умения и знания. Поэтому малейшее «пятно» на ней (в т. ч. специально поставленное конкурентами или недоброжелателями) может привести к непредсказуемым результатам – от «легкого испуга» до потери работы и права занимать отдельные должности. Расскажем, что такое деловая репутация и как ее защитить по закону.
Что такое репутация?
В законе понятие «деловая репутация» прямо не раскрывается. Потому обычно пользуются общепринятым толкованием. С латинского reputatio переводится как мысль, обдумывание, размышление. То есть репутация – это мысленный образ о конкретном лице, представление о нем окружающих, мнение о его достоинствах, недостатках и качествах. Так же понимается репутация и в толковых словарях.
По сути, репутации близко конституционное понятие «доброго имени», право на которое есть у каждого гражданина с рождения (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Причем государство гарантирует его судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).
Деловая репутация относится к нематериальным благам (п. 1 ст. 150 ГК РФ), принадлежащим гражданину с рождения. В этом плане неверно представление о том, что защите подлежит только сформированная репутация. У каждого независимо от его профессионального пути деловая репутация уже есть. Другое дело, что можно выделить качественное наполнение репутации, ее «окрас». Чаще всего в памяти людей закрепляются не столько конкретные качества, сколько общая оценка – «хорошо», «плохо» или «нейтрально».
Не случайно в одном из писем Банка России можно найти определение деловой репутации кредитной организации как качественной оценки ее деятельности, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций (п. 1.3 письма Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»).
Отсюда условно можно выделить нейтральную («нулевую»), положительную и отрицательную деловую репутацию. К слову, раздел VIII Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н) предписывает учитывать положительную репутацию организации как «надбавку» к стоимости активов, а отрицательную – как «скидку».
Способы защиты
Допускаются любые не противоречащие закону способы защиты репутации. Главное, чтобы достигалась основная цель – как минимум пресечь распространение очерняющей информации. Законодатель выделяет сразу несколько способов защиты (ст. 152 ГК РФ):
- опровержение недостоверных сведений в СМИ;
- замена или отзыв исходящего от организации документа, который содержит порочащие сведения;
- удаление (в т.ч. из Интернета) информации;
- запрещение и пресечение дальнейшего распространения информации (в т.ч. путем уничтожения носителей информации);
- возмещение убытков, причиненных распространением порочащих сведений, и компенсация морального вреда.
Выбор способа остается за лицом, чья репутация опорочена. Можно воспользоваться каким-то одним или сразу несколькими вариантами. При этом пойти можно двумя путями:
- защитить права самостоятельно (ст. 14 ГК РФ);
- обратиться в суд (ст. 12 и 150 ГК РФ). В иске можно будет заявить только те требования, которые предусмотрены в ст. 152 ГК РФ. Например, отклоняются судами требования о принесении извинений ответчиком. А вот в мировом соглашении такую опцию предусмотреть можно (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», далее – Постановление № 3).
Утверждение или оценка?
Между тем возможности защиты, особенно судебной, зависят от характера распространенной информации. Одно дело, если это утверждение о фактах, другое – если оценочные суждения, мнения, убеждения (абз. 3 п. 9 Постановления № 3).
Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности (а следовательно, и «оспариваться» по правилам ст. 152 ГК РФ) сведения из судебных решений и приговоров, постановлений органов предварительного следствия и других официальных документов. Для них установлен свой порядок обжалования (оспаривания). Например, постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, который установлен в главе 30 КоАП РФ. Также не могут считаться порочащими сведения из обращений в правоохранительные и другие органы, т.к. право на обращение гарантировано Конституцией РФ (ст. 33).
Утверждение о фактах
Информация, которая может быть объективно проверена и подтверждена (опровергнута), считается утверждением. Это, например, сообщение:
- о привлечении к административной ответственности (этот факт можно подтвердить или опровергнуть, скажем, судебным решением);
- отсутствии специального образования, опыта работы и т.п.
Если утверждения о фактах недостоверны, пострадавший может защитить свою репутацию.
Ответчик разместил на своем сайте новость, в которой обвинил компанию и ее руководителя в создании сайта-клона, мошенничестве, обмане клиентов через якобы фальшивый колл-центр и перевод денег клиентов на счета фирм-однодневок.
Эти сведения суд квалифицировал как утверждение о фактах, которые могут быть проверены. Поскольку ответчик не подтвердил их достоверность, суд удовлетворил требование о признании сведений порочащими репутацию и обязал опровергнуть их (постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2016 № Ф05-18449/2015 по делу № А40-143163/14).