Данная статья посвящена проблемам такой актуальной и в то же время неоднозначной теме, как проектирование. Вопросы проектирования являются основополагающими на начальном этапе реализации инвестиционного проекта строительства. Как будет выстроена цепочка взаимоотношений по проектированию, как правильно будут прописаны условия в договоре – от всего этого зависит итог выполнения работ по разработке проектной документации.
Проектирование объектов капитального строительства – очень разнообразная и неоднозначная сфера деятельности, влекущая множество вопросов для юристов. Проблемы возникают с правовым регулированием и статусами участников процесса проектирования, а также с правовой квалификацией данной деятельности.Отставание норм от современных обычаев делового оборота в области проектирования влечет возникновение спорных ситуаций.
Для избежания споров между субъектами проектирования необходимо проанализировать действующее законодательство РФ, технические рекомендательные нормы и судебную практику.
Определение проектирования как вида деятельности
Проектирование – от франц. задуматься, загадать, сообразить, предположить к исполнению; составлять для сего записку, чертеж и . Выполнение работ по проектированию разделяется на два этапа:
- Стадия «Проект». Это разработка проектной документации.
В отдельных случаях возможно одностадийное проектирование – . Проектирование, так же как и иные сферы хозяйственной деятельности, . Выполнение работ по проектированию определяется . Однако норм ГК РФ не достаточно для регулирования вопросов проектирования в современном мире.
С правовой точки зрения отношения в процессе проектирования имеют три составляющих:
- подрядные отношения, возникающие между заказчиком и проектировщиком, результатом которых будет являться материальный объект (назовем его материальный носитель) – разработанная проектная документация;
- авторские отношения, возникающие между заказчиком и автором чертежей, результатом которых будет интеллектуальный объект, охраняемый авторским правом (рисунок, чертеж и проч.);
- услуги по ведению
Взаимоотношения между автором – разработчиком проектной документации и заказчиком/инвестором
Для выстраивания оптимальной схемы взаимоотношений по вопросам строительства, в которых участвует проектная организация, необходимо помнить, что кроме права собственности к заказчику проектной документации должен перейти и определенный объем прав, связанный с этой документацией, например, исключительные права на нее. В случае если к заказчику/инвестору не перейдут исключительные права на проектную документацию, заказчик/инвестор не сможет совершить с документацией как с объектом авторских прав никаких законных действий.
То есть по договору подряда заказчик/инвестор будет собственником материального носителя – бумаги, на которой изображен чертеж, или электронного носителя, переделка которых без ведома автора будет невозможна по причинам, указанным выше.
Заказчику/инвестору строительства в этом случае важнее всего получить «на руки» саму проектную документацию в собственность, а также приобрести исключительные права автора на нее. Это достигается путем заключения прямых договоров между автором – разработчиком проектной документации и заказчиком/инвестором строительства или заключением трехсторонних договоров между автором – разработчиком проектной документации, заказчиком и инвестором строительства с указанием на то, что право собственности на проектную документацию, а также исключительные права автора остаются у инвестора строительства или как у инвестора строительства, так и у автора – разработчика проектной документации.
Лучше всего заключать трехсторонние договоры между инвестором – плательщиком по договору (в этом случае он становится приобретателем), заказчиком как надзорным и принимающим органом и проектировщиком. При отсутствии инвестора платежную функцию можно возложить на заказчика. Тогда заказчик станет собственником проектной документации, если иное не будет прописано в договоре между заказчиком и инвестором. Трехсторонняя схема, приведенная выше, является оптимальной. Если заказчик является привлеченным лицом, то оплата проектировщику осуществляется инвестором; в случае если инвестор по каким-либо причинам отложит платеж или вообще откажется платить, заказчик будет ответчиком за неисполнение обязательств перед автором. Автор же при этом рискует, так как если разработанная им проектная документация перейдет к третьему для него лицу – инвестору, у автора уменьшается возможность защиты своих исключительных прав. Кроме того, инвестор, не являясь стороной в этом договоре, лишается полноценных прав на вмешательство в процесс проектирования. При варианте с трехсторонней схемой все становится на свои места и риски сторон минимизируются.
Передача исключительных прав автора к заказчику/инвестору строительства
Для «правильной» передачи автором исключительных прав на проектную документацию необходимо заключить договор об отчуждении исключительных прав автора.
Договор об отчуждении исключительных прав автора является разновидностью авторского договора и заключается в случае если стороны – автор и заказчик – договорились о том, что автор передаст заказчику определенный объем своих исключительных прав, в том числе:
- воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
- распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
- публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
- импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
- прокат оригинала или экземпляра произведения;
- публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
- сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
- сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
- перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
- практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
- доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
В этом случае необходимо знать, что исключительные права не могут быть объектом купли-продажи, поэтому следует заключать авторский договор об .
В настоящее время для упрощения процедуры оформления документов чаще всего заключают один договор – договор подряда, в котором предусматривают объем исключительных прав, передаваемый авторомподрядчиком заказчику/инвестору, а также стоимость указанных исключительных прав. Однако следует отметить, что данный практический подход противоречит законодательству. Здесь имеет место несоответствие ст. 758 ГК РФ и в целом главе 37 ГК РФ. По договору подряда выполняется техническая работа по изображению чертежей в соответствии с утвержденными техническими строительными нормами и правилами. К исключительным правам автора это не имеет никакого отношения. По договору подряда к заказчику переходит только материальный носитель. Но п. 3 ст. 421 ГК РФ предусмотрен так называемый смешанный вид договора, в котором могут содержаться элементы иных договоров. Так, можно представить, что когда заказчик поручает проектировщику разработать проектную документацию, – это подрядные отношения; защитить (согласовать) проектную документацию в органах экспертизы – это оказание услуг, а приобрести у автора его исключительные права на готовое произведение – это авторские отношения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае появления в договоре подряда иных «неподрядных» отношений договор будет считаться смешанным и подлежать исполнению в соответствии с действующим законодательством РФ. Автор представляет разработанный им в процессе своей профессиональной деятельности образец договора. Следует иметь в виду, что при разработке данного договора автор исходил из приоритета интересов заказчика.
Разграничение ответственности между участниками проектирования
При рассмотрении вопросов разграничения ответственности необходимо обозначить вопросы, возникающие между генеральным проектировщиком и субпроектировщиками (субподрядчиками), а также . Здесь важно предусмотреть грани ответственности за разработку, надзор и просмотр проектной документации между . В данных договорах четко по пунктам должны быть указаны работы, выполняемые каждым из участников проектирования, а также четко выстроен .
На практике очень часто возникает ситуация, при которой заказчик вообще уходит от назначения генерального проектировщика, то есть заключает договор на разработку основных разделов проектной документации, включая инженерные сети, а также заключает договоры с иными проектными организациями на разделы, не указанные в объеме работ основного проектировщика. Возникает конфликтная ситуация, когда внешний план сетей делает одна организация-проектировщик, а внутренний план сетей – другая. При этом получается, что «завод» сетей, то есть точки ввода сетей, делать некому. В этом случае обе проектные организации начинают кивать на договор, мол, ни в одном из них такойэтот объем работ не прописан. А для заказчика это чревато подписанием дополнительного соглашения об изменении объема работ и как следствие – финансовыми потерями.
Другое дело, если на объекте есть генеральный проектировщик, который самостоятельно подбирает субподрядчиков и отвечает перед заказчиком/инвестором за всех третьих лиц, участвующих в проектировании. Кроме того, отпадает вопрос с авторством, так как генеральный проектировщик самостоятельно сопровождает проектную документацию в экспертной организации, у него есть все исключительные права на это, а значит, заказчик/инвестор освобожден от возможных судов со смежниками в случае отсутствия их согласия на переработку разработанной ими проектной документации.
Проектная документация – это объект интеллектуальной собственности
Появление термина «интеллектуальная собственность» связывают с тем, что .
Современное законодательство РФ и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью .
Использование термина «собственность» в понятии «интеллектуальная собственность» является весьма спорным, так как с юридической точки зрения права на интеллектуальные объекты, то есть, объекты интеллектуальной собственности, не могут быть приравнены к правам вещной собственности. Таким образом доказывается, что объекты творческой деятельности относятся к объектам гражданских прав, но не являются объектами права собственности. Подобного мнения придерживается .
Интеллектуальная собственность – тонкая и весьма неустойчивая материя. По мере развития научно-технического прогресса, внедрения разного рода инноваций, расширения и уточнения законодательной базы, изменений рыночной каньюктуры и т.д. содержание ее постоянно меняется. Отсюда сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, изменяющуюся, постоянно пополняемую систему правовых, институциональных норм.
Сдача-приемка проектной документации
Вопросы приемки проектной документации требуют особого внимания.
Главный вопрос – как правильно сдать или принять проектную документацию, чтобы в последующем можно было предъявлять претензии?
Заказчикам необходимо обратить внимание на то, чтобы в договоре было прописано, как подрядчик передает проектную документацию: если по разделам, то в каком порядке; если в конце проектирования, то заказчик должен внимательно составить акт приема-передачи разработанной проектной документации. Данный акт подписывается совместно с актом сдачи-приемки выполнения работ, так как по смыслу это два разных акта. В первом случае заказчик проверяет полный комплект разделов проектной документации. Тут надо обратить внимание на количество буклетов и страниц в буклетах, а также наличие электронных носителей. Второй же акт сдачи-приемки выполненных работ – это подтверждение того, что работы выполнены в срок и в соответствии с условиями договора. Здесь можно не описывать детально, какие именно разделы (буклеты) проектной документации переданы заказчику.
Проектировщик должен настаивать на том, чтобы заказчик обязательно расписался в получении детально описанного перечня проектной документации. В противном случае ненадлежащий заказчик может отказаться от оплаты в связи с недосказанностью получения проектной документации.