Top.Mail.Ru

Что учесть при выплате годовой премии

Итоговое премирование за год – ​возможность оценить вклад каждого работника в значительной временной перспективе, учесть не только ситуационные промахи и неудачи, а в целом реализованный потенциал каждого сотрудника. Поговорим о видах, порядке и условиях такого премирования. Дадим ответы на наиболее частые вопросы работодателей, например, когда должна начисляться премия по итогам года? вправе ли работодатель лишить работника годовой премии? нужно ли представлять к премированию работника, уволившегося после окончания года, за который выплачивается премия, но до момента ее начисления? имеет ли право на премирование сотрудник, отработавший не полностью период, за который начисляется премия? и наконец, вправе ли работодатель отказать в выплате премий работникам по финансовым соображениям?

В начале финансового года работодателю предстоит не только выстроить планы на новый период, наметить пути развития бизнеса, определить основные направления расширения, но и подвести итоги году прошедшему. По результатам рассмотрения итоговой отчетности отдельных подразделений и компании в целом руководство определяет, успешным ли был год и насколько существенным оказался вклад работников в достигнутые результаты. Минтруд России неоднократно отмечал, что премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей. То есть после того, как будет осуществлена их оценка (см., например, письмо от 21.09.2016 № 14-1/В-911). Соответственно, при наличии финансовой возможности и оснований для поощрения работников могут обсуждаться и вопросы итогового годового премирования, выплаты так называемых бонусов, тринадцатых зарплат и иных видов материального стимулирования работников.

Общие вопросы: отличие премий

Премия является составной частью заработной платы (ч. 1 ст. 129 ТК РФ). Согласно ст. 135 ТК РФ системы премирования, как и системы оплаты труда, доплат и надбавок, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями (в рамках социального партнерства), локальными нормативными актами (ЛНА) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Одновременно, целевое назначение премиальной выплаты – поощрение работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, что следует из формулировки ст. 191 ТК РФ.

Однако на настоящий момент есть некоторая двойственность в понимании и применении такого инструмента, как премия. С одной стороны, премия – это часть системы премирования, системы оплаты труда в целом, принятой у работодателя. С другой – это поощрение за труд. Путаницу вносит то, что понятие «премия» фигурирует как в разделе «Оплата и нормирование труда», так и в разделе VIII ТК РФ – «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Для правильного применения и оформления премий необходимо разграничить эти категории.

Премией, включенной в систему оплаты труда, следует считать денежную выплату стимулирующего характера, предусмотренную коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовыми договорами. «Для отнесения премии к числу выплат, предусмотренных системой оплаты труда, не имеет никакого юридического значения периодичность ее выплаты и источник, за счет средств которого она выплачивается. Выполнение работником показателей и соблюдение условий премирования – это юридический факт, порождающий его право на получение премии» 1.

Премии, которыми в отдельных случаях, разово работники поощряются за особые достижения в труде, следует считать премией поощрительной.

Разграничить эти категории необходимо, во-первых, для определения, обязан ли работодатель в том или ином случае начислить и выплатить премию, а, во-вторых, для того, чтобы принять решение: вносить ли запись о премии в трудовую книжку (Схема).

Схема. Отличие премий

Мнение эксперта

Вопросы премирования в рамках ТК РФ сейчас регулируются нормами ст. 129, 135, 191 ТК РФ.

Ранее действовавшая (до октября 2006 г.) редакция ТК РФ разделяла понятия «оплаты труда» и «заработной платы»: «оплата труда» определялась совсем по-другому – как система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно же действующей редакции ст. 129 ТК РФ понятие «заработная плата» стало синонимом «оплаты труда работника» и включает указание на следующие составные ее части:

  • вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
  • компенсационные выплаты (доплаты, надбавки и иные выплаты компенсационного характера);
  • стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, действующая с октября 2006 года редакция ст. 129 ТК РФ относит премии к разновидности поощрительных выплат. А поощрительные, в свою очередь, обозначены теперь как разновидность стимулирующих выплат, наряду с доплатами и надбавками.

Ранее действовавшая редакция ТК РФ предусматривала четкое разграничение двух разновидностей премий (на стимулирующие и – в качестве отдельного вида – поощрительные). Это следовало из сопоставления норм:

  • ст. 144 ТК РФ (там упоминались премии как стимулирующие выплаты в рамках премиальной составляющей системы оплаты труда) и
  • ст. 191 ТК РФ (в которых премии относились к другой категории выплат – поощрительных и, как подразумевалось – носящих разовый характер) 2.

Теперь, к сожалению, грань между этими, различными по сути и назначению видами выплат, оказалась стерта. Поэтому тем более важно определить их особенности и порядок выплаты применительно к условиям конкретной организации.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Переходим на электронный кадровый документооборот

В конце прошлого года работодателям дали возможность перевести документооборот в сфере трудовых и связанных с ними отношений в электронный вид. Дадим понятную инструкцию с образцами документов, как перейти в цифру. Поясним, когда, какие подписи можно использовать; обязательно ли на работников получать электронные подписи в удостоверяющем центре; может ли один работник отказаться от перевода документов, касающихся его работы, в электронный вид, если весь персонал «за»; можно ли его в таком случае уволить; как получить согласия сотрудников и уведомить профсоюз и пр.

Когда в трудовых спорах выгодно заключать мировые соглашения

Прошедшие два года с начала пандемии показали, что суды стали чаще предлагать сторонам трудового конфликта заключение мировых соглашений. Что такое мировое соглашение в трудовых спорах? Каковы особенности формы и порядка их заключения? Отвечаем на эти и сопутствующие вопросы. Приводим реальные примеры, когда работодателю намного выгоднее инициировать процедуру заключения мирового соглашения, чем ждать вынесения решения судом. Наш анализ судебной практики поможет выбрать правильный вариант действий в случаях конфликтов с работниками.

Как избежать ошибок, наказывая работников за опоздания

Одним из самых частых нарушений работником трудовой дисциплины является опоздание на работу. Интересно, что наказывая сотрудника за такой проступок, работодатели часто сами допускают нарушения, из-за которых работники впоследствии успешно оспаривают применение к ним дисциплинарных мер в суде. На основе анализа судебной практики мы выделили наиболее распространенные ошибки работодателей и предлагаем вам рекомендации, как их избежать. В частности, затрагиваем следующие ошибки: работодатель не ознакамливает работников с режимом рабочего времени под подпись, не фиксирует факт опоздания на работу, не учитывает объяснение работника, не соблюдает всю процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности, не принимает во внимание тяжесть совершенного проступка, штрафует провинившегося или произвольно уменьшает ему зарплату, увольняет без наличия достаточных оснований, считает опозданием отсутствие на рабочем месте сотрудника с разъездным характером работы и пр. Зная о них, сможете отстоять интересы работодателя в спорных ситуациях.

Если работник согласен возместить ущерб добровольно

За причиненный работодателю прямой действительный ущерб работник несет материальную ответственность. Работодатели ошибочно полагают, что достаточно заключить с сотрудником соглашение по поводу порядка и условий возмещения ущерба. Однако не стоит забывать о необходимости соблюдения всей процедуры привлечения к материальной ответственности. Анализ судебной практики показывает, что даже при подписанном соглашении, суды могут встать на сторону работника. Рассказываем про особенности заключения и исполнения соглашения о добровольном возмещении ущерба, чем оно удобно для работодателя, какие он несет риски и как их избежать. И, конечно, приводим образец такого соглашения.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Компенсация морального вреда в трудовых отношениях

Подавая в суд на работодателя, сотрудник наряду с основным требованием обычно просит взыскать еще и компенсацию морального вреда. Причем заявляемые суммы могут достигать сотен тысяч рублей. Расскажем, что такое моральный вред, как необходимо обосновывать его сумму и какими способами компания может снизить размер компенсации, а то и вовсе добиться отказа в удовлетворении требования ­работника.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.