Переходим на электронные трудовые книжки

С января 2020 года вступили в силу изменения законодательства, связанные с переходом на так называемые электронные трудовые книжки. В чем суть новшеств? Как они повлияют на работодателей и отразятся на интересах работников? Уйдут ли в прошлое привычные нам бумажные трудовые книжки? Как теперь сотрудники смогут подтвердить свой стаж? И какие обязанности возникнут у организаций в связи с переходом на новые правила? Давайте разбираться.

В декабре 2019 года Президент РФ подписал два федеральных закона, которые направлены на переход к электронным трудовым книжкам:

  • от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»;
  • от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”».

Зачем принимались эти законы?

Они были приняты в рамках утвержденной программы по развитию цифровой экономики России, о которой мы раньше уже писали. Данная программа предусматривает широкий перечень мероприятий. И такая системная цифровизация не обошла стороной трудовые правоотношения и кадровое делопроизводство. Оцифровать и перевести в электронный вид планируется данные не только из трудовых книжек, но и ряда других документов, оформляемых в рамках трудовых отношений с работниками. Поэтому и организациям, и всем работникам в целом стоит быть готовыми к соответствующим нововведениям и жизни в новых реалиях.

Многие полагают, что с принятием этих законов будут использоваться какие-то специальные электронные трудовые книжки, а бумажные будут отменены. Однако это не совсем так. Дело в том, что названные выше законы вообще не предусматривают такого понятия, как «электронная трудовая книжка». А ведение бумажных трудовых книжек прекратится только в отношении тех работников, которые не изъявят своего желания на продолжение ведения бумажной трудовой книжки в прежнем порядке.

Тем не менее новшества пугают как работодателей, не готовых отказываться от документа, который использовался в нашей стране многие десятилетия, так и работников, опасающихся, что теперь им нечем будет подтвердить свой трудовой стаж. Однако если внимательно изучить суть нововведений, то становится очевидным, что все не так страшно.

Что же конкретно предусматривают законы, связанные с переходом на новые правила? Начнем с того, что вносятся изменения в ст. 65 ТК РФ, которой установлен перечень документов для трудоустройства. Ранее данная норма предусматривала, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю наряду с прочими документами трудовую книжку установленного образца. Теперь, согласно новой редакции, наряду с трудовой книжкой или вместо нее работник будет предъявлять работодателю сведения о своей трудовой деятельности по установленной форме.

Что такое сведения о трудовой деятельности?

В новой статье 66.1 ТК РФ сказано, что сведения о трудовой деятельности – это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора), которая представляется работодателем в информационную систему ПФР в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Как видно из приведенного понятия, сведения о трудовой деятельности – это почти все те же сведения, которые ранее вносились в бумажную трудовую книжку, но которые теперь будут включаться в информационную систему ПФР. Вот они-то, по сути, и являются так называемой электронной трудовой книжкой.

Однако не все сведения, которые ранее вносились в бумажную трудовую книжку, по новым правилам будут отражаться в ее электронной версии. Некоторые данные в информационную систему ПФР передаваться не будут (это касается, к примеру, сведений о награждениях).

Как сведения о трудовой деятельности появятся в информационной системе ПФР?

Сведения о трудовой деятельности сотрудников работодатели должны направлять в ПФР по специально разработанной форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений». Этот же документ содержит и порядок заполнения указанной формы (далее – форма СЗВ-ТД, Порядок заполнения).

Документы по форме СЗВ-ТД должны представляться не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, в котором были проведены соответствующие кадровые мероприятия или работником подавалось заявление о продолжении ведения его трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности (п. 1.6 Порядка заполнения).

Таким образом, в 2020 году работодатель впервые должен был подать соответствующие сведения 17.02.2020, поскольку 15.02.2020 попадает на субботу – выходной день, а значит, крайний срок сдачи отчета сместился на понедельник – ближайший рабочий день (письмо ПФР от 07.04.2016 № 19/4844).

При представлении документа по форме СЗВ-ТД в отношении работника впервые работодатель одновременно должен передать сведения о его трудовой деятельности у данного работодателя по состоянию на 01.01.2020 (в этой же форме). Однако в некоторых исключительных случаях – если в течение 2020 года:

  • в отношении работника не будут проводиться кадровые мероприятия (в связи с которыми сведения будут направляться в ПФР) и (или)
  • от работника не поступит заявление о продолжении ведения трудовой книжки на бумажном носителе либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности,

такие сведения по состоянию на 01.01.2020 работодатель должен представить в ПФР не позднее 15.02.2021 (п. 1.7 Порядка заполнения).

Кстати, с 01.01.2021 в ряде случаев документы по форме СЗВ-ТД придется подавать в ПФР в более сжатые сроки. В частности, в ситуациях приема на работу и увольнения сотрудника – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление (прекращение)...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правовые основы оформления графика отпусков

Скоро декабрь – месяц утверждения графиков отпусков. Рассматриваем заблаговременно 8 вопросов, которые чаще всего возникают в связи с его составлением. В частности, какая форма может использоваться, в какой последовательности надо располагать сотрудников, как указывать отпуск (достаточно ли написать только месяц или нужны точные даты), надо ли руководствоваться пожеланиями работников при выборе дат отпуска (в т.ч. можно ли не планировать отпуска на неудобные для работодателя месяцы вообще), как делить отпуск на части (в т.ч. можно ли планировать отпуска только на выходные), как учитывать в графике совместителей и новых сотрудников, а также отгулы, возможно ли доказать дискриминацию при распределении отпусков и разделении их на части. Опираемся на действующие правовые нормы, а также разъяснения чиновников.

Численность работников: списочная, среднесписочная и средняя

Для получения льгот и оформления мер господдержки, подачи отчетности, выбора режима налогообложения, регулирования штата сотрудников и пр. компании может понадобиться среднее количество сотрудников за месяц. Поймете, чем отличается среднесписочная численность работников от средней и списочной, а также когда и какой показатель потребуется. На примерах показываем, как их рассчитать за разные периоды (месяц, квартал, год), в том числе неполные, кого исключить из подсчета, а кого, напротив, включить. Делаем акцент на ситуации, когда показатель численности может привлечь внимание проверяющих.

Как не допустить конфликт интересов

Выясняем, что такое конфликт интересов, каких работников и компаний он может касаться, как должен быть установлен во внутренних документах организации, при каких условиях наступает и как доказывается, в каком случае можно уволить работника по причине непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Приводим образцы формулировок трудового договора о неразглашении коммерческой тайны, положения о конфликте интересов (с формой уведомления о наличии личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов), а также приказа о наложении дисциплинарного взыскания в виде замечания за несоблюдение требований о предотвращении конфликта интересов.

Пожарная безопасность по-новому

С 01.09.2025 начал действовать новый порядок обучения пожарной безопасности. Читайте, на какие нововведения необходимо обратить внимание, а также какие документы следует скорректировать. Рассказываем, кого необходимо обучать мерам пожарной безопасности (только штатных специалистов или остальных тоже); кому достаточно пройти инструктаж, а кому – дополнительное профообразование; любой ли работник может быть назначен ответственным за обеспечение пожарной безопасности и проводить противопожарные инструктажи в организации; относятся ли требования по обучению к ИП; какова периодичность проведения инструктажей; какую ответственность несет работодатель (должностное лицо, организация, ИП) за нарушение требований пожарной безопасности и пр.

Топ-10 нарушений трудового законодательства

Сколько найдется в России работодателей, которые ни разу не нарушали нормы Трудового кодекса РФ? Ответ очевиден: немного. А все потому, что нарушения подстерегают их практически на каждом шагу. И чтобы бороться с ними, надо знать «врага в лицо». В статье мы рассмотрим самые распространенные промахи, которые компании допускают в отношениях с работниками.

Как вернуть судебную пошлину: пошаговая инструкция

Многие компании сталкиваются с необходимостью вернуть пошлину, уплаченную в связи с рассмотрением дела в суде. Например, когда организация сама переплатила пошлину или суд вернул заявление либо прекратил производство по делу. Получить ранее уплаченные деньги совсем не так сложно, как представляют себе многие юристы. Сделать это можно всего в три шага. Расскажем, какие документы получить в суде, нужно ли собирать копии платежек, а также приведем образец заполнения заявления в налоговую инспекцию на возврат пошлины.

Четыре роковые ошибки работодателя при отзыве сотрудника из отпуска

Причины для отзыва сотрудника из отпуска могут быть самими разными: от банальной болезни коллеги до непредвиденной работы, которую никто другой выполнить не сможет. Но в любом случае надо помнить, что досрочный выход из отпуска – ​дело добровольное. Принудительный отзыв из отпуска – ​наиболее распространенное нарушение. Подробно об этой и о других ошибках читайте в статье.

Семь способов уволить нерадивого сотрудника

Многим известно, что уволить работника при отсутствии его желания не так просто, как может показаться на первый взгляд. Свидетельством тому являются, например, многочисленные споры, победу в которых чаще всего празднуют именно работники. Однако это вовсе не означает, что работника нельзя уволить вообще. Рассмотрим наиболее популярные и, что не менее важно, эффективные способы расстаться с работником, несмотря на отсутствие у него такого желания, и при этом избежать риска «получить» уволенного обратно.