Что делать с недисциплинированными сотрудниками?

Обычно компания работает, как большой слаженный механизм, но порой некоторые детали начинают сбоить. Если отдельные работники нарушают трудовую дисциплину – это может привести к серьезным последствиям в работе всей организации. Какие меры необходимо принять, чтобы этого не допустить? Что делать, если в компании появился нарушитель? Что необходимо проверить перед тем, как принимать решение по сотруднику? Какие документы посмотреть, какую информацию собрать? Рекомендации дает опытный юрист по трудовому праву.

Дисциплинированные, квалифицированные и исполнительные сотрудники – огромная находка для работодателя. Но зачастую работники расслабляются, теряют хватку, начинают уклоняться от своих обязанностей. Обычно это проявляется сразу после длительных выходных / праздников или отпускного периода. Если речь идет о недавно принятом сотруднике, которому установлено испытание и срок испытания еще не истек, то работодатель закономерно приходит к выводу, что с таким каши не сваришь и разумнее расстаться. Но что, если в таком поведении замечен специалист, который давно работает, особых нареканий к нему ранее не было, в целом его работа всех устраивала? Стоит ли сразу хвататься за кнут, увольнять за неисполнение обязанностей? Или есть способы дисциплинировать сотрудника, не прибегая к крайним мерам?

Начать следует с того, что необходимо рассмотреть ситуацию в целом, прояснить происходящее:

  • у вас лишь один работник, выгоревший, уставший от обязанностей, откровенно захалтуривший,
  • либо проблема затрагивает целое структурное подразделение (рабочую группу) и может быть вызвана каким-то общим поводом, вроде перегруженности работников подразделения или неумелого руководства.

Соответственно, и меры нужно принимать:

  • либо по отношению к отдельному сотруднику,
  • либо по результатам проверки работы всего подразделения, не выделяя кого-то из сотрудников, чтобы увидеть всю картину целиком 1.

Весь процесс проверки и принятия решения по результатам разбора сложившейся ситуации можно условно разделить на несколько этапов:

  1. подготовительный;
  2. информационный;
  3. процедурный (включая принятие и реализацию решений);
  4. подведение итогов.

Далее дадим конкретные рекомендации, что делать на каждом из этапов.

Подготовительный этап

Подготовительный этап – это проверка всех документов, относящихся к работнику, к которому возникли нарекания.

Так, до момента предъявления первых претензий необходимо провести полную ревизию всех документов работника 2:

  • наличие трудового договора, приказа о приеме на работу 3, должностной или рабочей инструкции (если их оформление предусмотрено в организации);
  • ознакомление работника под подпись (или способом, определенным при внедрении электронного кадрового документооборота) с документами по охране труда, локальными нормативными актами и иными организационно-распорядительными документами, имеющими отношение к выполняемой работником трудовой функции, дисциплине труда;
  • наличие задолженности по отпускам перед работником и долгов самого сотрудника перед работодателем (по авансовым отчетам и пр.);
  • закреплены ли за работником товарно-материальные ценности, доступы к каким сведениям ему предоставлены и т. п., какими документами это оформлено;
  • наличие неснятых дисциплинарных взысканий и документов, которыми ранее было оформлено привлечение к дисциплинарной и/или материальной ответственности;
  • остальные необходимые для работы конкретного сотрудника документы, а также характеризующие его личность и его отношение к труду.

Почему это важно? К сожалению, на практике часто встречаются ситуации, когда с работником конфликт уже возник, к нему начали предъявлять претензии и вдруг обнаруживается, что работодателем ранее были допущены ошибки при оформлении трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений с данным работником. Например, сотрудник не ознакомлен с графиком работы, инструкцией и другими документами по охране труда, отсутствует подписанный им экземпляр трудового договора и пр., не говоря уже о том, что в половине случаев даже должностной (рабочей) инструкции для него нет, а в трудовом договоре прописан лишь минимум обязанностей работника или они сформулированы в слишком общем виде (бережно относиться к имуществу работодателя, соблюдать дисциплину труда и пр.), что, как говорится, к делу не пришить. Очевидно, что сам «виновник торжества» в состоянии конфликта уже не будет готов фиксировать (подтверждать) свои обязанности на бумаге, т. к. отлично поймет, к чему это может его привести.

Таким образом, до начала каких-либо карательных действий в отношении работника нужно успеть:

  • исправить (составить, получить подпись работника, ознакомить и т. п.), что возможно,
  • а что невозможно – иметь в дальнейшем в виду, чтобы обходить сложные моменты.

В частности:

  • не стоит предъявлять сотруднику требования о выполнении (или претензии о невыполнении) той работы, которая, согласно документам, не входит в его трудовую функцию и не возложена на него с его же согласия приказом о совмещении, даже если он «всегда это делал»;
  • если работник систематически нарушает требования охраны труда, пожарной или электробезопасности, убедитесь, что он ознакомлен в установленном порядке с необходимыми документами, что в отношении него проведен обязательный минимум инструктажей;
  • если сотрудник приходит с опозданиями, самовольно покидает рабочее место, неадекватно затягивает время обеденного перерыва либо работает по «своему» графику, выясните, где зафиксирован график его работы, как прописаны перерывы для питания и отдыха, ознакомлен ли он с фиксирующими режим труда и отдыха документами;
  • если работник отказывается выполнять поручения руководителя, проверьте, как в организации определена иерархия, есть ли достаточные (документально подтвержденные) основания полагать, что сотрудник в курсе, кто является его непосредственным руководителем, с кем обязан координировать свою работу. Зачастую об этом пишут в трудовом договоре, но структура компании может с течением времени меняться, а о внесении необходимых изменений в трудовые договоры работников часто забывают, что впоследствии порождает разногласия относительно того, кто и кем руководит в структурном подразделении, чьи указания обязательны для исполнения, с кем необходимо согласовывать отдельные трудовые действия.

Соответственно, при обнаружении подобных несоответствий их необходимо устранить. Например, путем издания приказа о внутреннем подчинении работника, с которым его нужно ознакомить под подпись или способом, установленным при внедрении электронного документооборота. Отказывается от ознакомления? Фиксируйте это актом.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работник злоупотребляет правом на перекур. Как наказать?

Реально ли наказать сотрудника за курение на работе? Можно ли запретить ему это делать, в том числе в перерывах между работой? За что конкретно сотрудника можно привлечь к дисциплинарной ответственности? Как доказать факт курения в неположенном месте? Поясняем, зачем в трудовом договоре с работником необходимо закрепить место работы сотрудника, в ЛНА прописать места для курения, количество и продолжительность перекуров в течение рабочего дня (смены). На основе анализа судебной практики предупреждаем об ошибках, которые допускают работодатели чаще всего, пытаясь наказать курильщиков.

Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников

Когда может возникнуть конфликт интересов и что он из себя представляет? Куда должны входить нормы о конфликте интересов? Можно ли их включать в договоры с работниками и ЛНА? Когда можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие сотрудником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к сотруднику со стороны работодателя? Можно ли избрать другой способ для наказания провинившегося сотрудника? А запретить работу в конкурирующей организации? Предлагаем формулировки для трудовых и гражданско-правовых договоров.

Фиксируем опьянение работника

Разбираем различные вопросы, связанные с появлением на работе нетрезвого работника. Например, будет ли считаться появлением на работе в состоянии опьянения нахождение сотрудника в таком состоянии на проходной или в командировке, а также по пути следования в нее (из нее), а если он пришел нетрезвым на рабочее место во время отпуска, отгула или после окончания рабочего дня? Какие признаки свидетельствуют об опьянении, и можно ли отстранить от работы (а позже привлечь к дисциплинарной ответственности) без направления сотрудника на медицинское освидетельствование? Может ли работник отказаться идти в медицинскую организацию? Кто должен оплачивать медосвидетельствование? Когда следует отстранить работника от работы? Если медосвидетельствование показало, что работник трезв, когда его надо допустить до работы? Что делать, если сотрудник отказывается или не может) подписать акт о нахождении на работе в состоянии опьянения и направление на медосвидетельствование? Как поступить, если он не предоставляет акт медосвидетельствования? Можно ли его запросить у медорганизации? Приводим 7 образцов документов, которые связаны с фиксацией факта опьянения работника и могут быть использованы в последующем для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Если на работника надо составить характеристику

Рассказываем, какие характеристики может потребоваться составить на работника (внешние, для предоставления вовне организации, и внутренние, для кадровых и иных мероприятий). Предлагаем образцы документов, когда работник себя зарекомендовал положительно или, напротив, отрицательно. Даем советы по их оформлению (какую информацию включать, кто может подписывать, какие сроки выдачи). Приводим пример из судебной практики, когда работница пыталась признать незаконной характеристику, отменить ее и обязать работодателя выдать объективную.

Разглашение информации о сотруднике. Предостережения для работодателя

Любая реально работающая компания получает, обрабатывает, хранит и использует персональные данные своих сотрудников. К ним относится Ф.И.О., пол, возраст, место жительства, изображение сотрудника (фотография и видеозапись), образование, квалификация, семейное положение, наличие детей, родственные связи и др. Бывает, что эта информация становится доступной третьим лицам. Что делать, если такое произошло? Узнаем, какая именно информация считается персональными данными, кому и какая ответственность грозит за ее разглашение, а главное – ​разберем алгоритм действий компании в случае утечки персональных сведений о сотрудниках.

Создаем рабочую дисциплинарную комиссию

После продолжительных праздников дисциплина на работе традиционно страдает. Отследить сроки привлечения к ответственности и соблюсти процедуру поможет создание в организации дисциплинарной комиссии. Предлагаем понятный и простой алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике. Так вы ничего не упустите, а работники не смогут оспорить привлечение к дисциплинарной ответственности.