Top.Mail.Ru

Какая реклама будет признана недостоверной

Недостоверной признается реклама, которая содержит сведения, не соответствующие действительности, в частности о преимуществах, характеристиках, ассортименте, комплектации или цене товара. Также в недостоверной рекламе могут быть указаны ложные данные об условиях доставки (обмена, ремонта, обслуживания) товара, о рекомендациях граждан и компаний, об изготовителе или продавце. Выясним, какие именно рекламные формулировки антимонопольные органы и суды считают недостоверными.

В прошлый раз мы рассказали о том, какая реклама является недобросовестной. В этом номере продолжим анализировать законодательные требования к рекламе и поговорим о недостоверной рекламе.

Часть 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) содержит запрет на недостоверную рекламу. А перечень случаев, когда реклама признается недостоверной, содержится в ч. 3 этой же статьи. Приведем ее полностью.

Фрагмент документа

Часть 3 ст. 5 Закона № 38-ФЗ

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

  1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
  2. о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
  3. об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
  4. о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
  5. об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
  6. о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
  7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
  8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
  9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
  10. о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
  11. о результатах исследований и испытаний;
  12. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
  13. о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
  14. об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
  15. о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
  16. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
  17. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
  18. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  19. о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
  20. об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Далее остановимся на наиболее распространенных способах недостоверной рекламы.

Недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара 1

Сравнение своего товара с продукцией конкурентов – один из самых эффективных способов рекламы. При этом свой товар, разумеется, преподносят в лучшем свете. Вот только многие рекламодатели переходят грань дозволенного и приводят в рекламе сведения, не соответствующие действительности. Например, употребляют фразы:

  • «Доступнее, чем в банке» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2016 № 09АП-43551/2016 по делу № А40-134986/16);
  • «Бесплатная пресса бывает только в мышеловке» (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.09.2010 по делу № А28-506/2010);
  • «У нас – быстрее, лучше, дешевле» и «Теперь – быстрее, лучше, дешевле» (определение ВС РФ от 03.12.2014 № 308-КГ14-4376 по делу № А63-8864/2013);
  • «Огромный выбор! Лучшие цены!» (постановление ФАС Московского округа от 19.01.2009 № КА-А40/12326-08 по делу № А40-34585/08-145-401).

Очевидно, что подобная реклама не соответствует интересам потребителя, у которого не формируется верного, истинного представления о товаре, его цене, качестве, потребительских свойствах.

Известен случай, когда в рекламу такси была включена фраза «Звоните! <. .> У нас самый короткий номер!» Номер у таксомоторной компании действительно короткий: всего три цифры. Вот только в городе существуют и другие службы такси с трехзначными телефонными номерами (постановление УФАС России по г. Санкт-Петербургу от 11.04.2016 по делу № 4-14.3-256/78-01-16). Очевидно, что подобная реклама тоже является недостоверной.

А вот еще одно любопытное, но противозаконное «совпадение». На рекламной конструкции со сменой изображений было размещено две рекламы разных интернет-провайдеров. На первой красовались рекламный слоган и улыбающаяся блондинка. А на второй – двустишье: «Не верь улыбчивой блондинке, все знают – лучше в Ситилинке!» и текст: «Качественный Интернет. Подключиться легче! Дозвониться проще!» (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.09.2011 по делу № А26-6900/2010).

К сведению

Распространение ложных сведений о рекламируемом товаре (недостоверная реклама) очень схоже с другим нарушением – некорректным сравнением с товарами-конкурентами (недобросовестная реклама). Поэтому суды зачастую квалифицируют рекламу одновременно и как недостоверную, и как недобросовестную (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2016 № Ф08-2647/2016 по делу № А63-8515/2015). Классическим примером такого двойного нарушения можно считать фразу «Дешевле не бывает!», которая вводит потребителя в заблуждение относительно цен и на рекламируемый товар, и на товар конкурентов (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 № 13АП-11735/2016 по делу № А21-298/2016).

В качестве примера не соответствующих действительности сведений можно привести употребление слов «лучший» (например, «Лучшее в Новосибирске, лучшее от ARGO» – постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 № 07АП-877/2016 по делу № А45-17983/2015), «первый», «номер один», «чемпион» (например, «Чемпион России по лифтам и эскалаторам!» – постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 № 18АП-10756/2016 по делу № А76-8479/2016) и т.п. без указания критериев сравнения. На это в свое время указывал Пленум ВАС РФ в п. 29 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"» (далее – Постановление № 58).

Причем критерии сравнения должны иметь объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна признаваться недостоверной.

Судебная практика

На визитных карточках сотрудников компании была указана следующая информация: «Реклама в самой читаемой газете республики – это самая низкая себестоимость рекламного контракта, самый широкий охват экономически активной аудитории. Поможем выделиться!!!» При этом информации, которая подтверждала бы правдивость этих слов, на визитках не было. Более того, компания не представила никаких доказательств ни при разбирательстве дела в антимонопольном органе, ни в суд.

А вот антимонопольщики, напротив, провели проверку и выяснили, что на самом деле эти сведения не соответствуют действительности. А значит, компания вводит клиентов в заблуждение (постановление ВС РФ от 04.02.2016 № 302-АД15-13768 по делу № А69-4234/2014).

В другом деле суд, наоборот, признал достоверной рекламу «"CoolStream" № 1 на автозаводах России», где в качестве критерия контрастным читаемым шрифтом указано «Антифризы "CoolStream" являются № 1 по количеству автозаводов на территории России, использующих указанные антифризы для первоначальной заправки» (постановление Арбитражного суда Московского округа от...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.

Как не надо взыскивать долги. 7 вредных советов на примере реального кейса

На примере реальной истории практикующий юрист рассказывает о типичных действиях, из-за которых взыскание может оказаться затруднительным, а подчас даже невозможным. Говорит о работающих лайфхаках, которые облегчают процедуру взыскания. Приводит готовые образцы заявлений о выдаче исполнительного листа в суд общей юрисдикции и арбитражный суд, заявления о возбуждении исполнительного производства в суд общей юрисдикции и о выдаче дубликата исполнительного листа, а также жалобы на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей.

Как правильно писать пресс-релиз

Пресс-релиз используется компаниями для привлечения внимания потенциальных клиентов через СМИ к своему мероприятию или продукту. Рассказываем, как составляются пресс-релизы и какие разновидности их бывают, чем они отличаются от других PR-текстов, какова их структура. Объясняем на примере праздничной новости, с наглядными схемами. Даем советы по рассылке пресс-релизов.

Правила общения в Интернете

Как правильно общаться в мессенджерах и групповых чатах (деловых и личных)? Как вести себя в социальных сетях? Какие правила безопасности соблюдать? Надо ли следить за грамотностью, использовать смайлики, картинки и видео? Как часто и как много писать? Какую информацию можно / нельзя передавать и пр.?

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Что ждет бизнес в 2025 году?

Последние годы общественной и деловой жизни богаты на потрясения, и бизнес уже практически ничем не удивишь. Вместе с тем законодатель продолжает корректировать нормы. Журнал «Юридический справочник руководителя» попросил экспертов выделить наиболее значимые изменения, которые недавно произошли или будут в ближайшее время. Обсудили налоговую реформу, ключевую ставку ЦБР, повышение штрафов за нарушения ПДД, увеличение госпошлин при обращении в суды и порога для обращений с заявлениями о банкротстве, а также изменения в сфере правового регулирования труда.