Top.Mail.Ru

Процедура charge back. Что о ней должны знать все компании и их клиенты

Charge back (возвратный платеж) представляет собой процедуру опротестования произведенной транзакции через банк. В результате сумма, ранее перечисленная торговой или сервисной компании за реализованные товары (работы, услуги), списывается с ее счета и возвращается плательщику. Эта процедура четко регламентирована правилами платежных систем (Visa, MasterCard и др.). Расскажем, как происходит опротестование и что о нем нужно знать компаниям и клиентам.

Возвратный платеж

Причины, по которым запускается процедура charge back, могут быть самыми разными. Наиболее распространенные из них таковы:

  • товар (работа, услуга) не соответствует описанию;
  • оплаченный товар не был доставлен;
  • деньги были списаны со счета без авторизации;
  • одна и та же сумма была списана дважды;
  • товары (работы, услуги) были оплачены, но не получены (или получены не полностью).

В подобных ситуациях нарушаются права плательщика, и компания получает деньги безосновательно. Поэтому плательщик может вернуть деньги в упрощенном порядке, не инициируя спор с компанией.

В процедуре опротестования транзакции помимо плательщика и получателя также участвуют:

  • банк-эмитент, который выпустил карту для плательщика;
  • банк-эквайер, который обслуживает компанию (а точнее, обеспечивает прием платежей).

Банк-эмитент и банк-эквайер могут совпадать в одном лице, что позволяет ускорить процесс.

По сути, charge back – это дополнительная гарантия упрощенного возврата денег клиенту, права которого нарушены. Использование этой процедуры не лишает плательщика возможности предъявить требования непосредственно к торгово-сервисному предприятию, с которым у него возник спор. Даже если по какой-то причине опротестовать транзакцию не получится, клиент может воспользоваться традиционными средствами защиты, например, пожаловаться в правоохранительные органы или подать иск в суд.

Алгоритм действий

При возникновении спорной ситуации банки обязаны действовать по правилам соответствующей платежной системы. Возьмем для примера Правила международной платежной системы «Виза» 1. Процедуре charge back там посвящен подраздел «Общий процесс возврата платежа по спорной операции», включенный в главу 9 «Урегулирование спорных ситуаций». Алгоритм опротестования представим в виде Схемы.

Схема

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Выбираем облачное хранилище: риски и проблемы

В чем заключается использование облаков? Какие преимущества и недостатки существуют в их использовании? Дадим рекомендации по выбору поставщика облачных услуг для хранения документов. Отметим риски облачных технологий, причем как технические, так и правовые.

Организуем видеоконференцию через Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Ликбез по юридической терминологии: обременение имущества и правонарушения

Чем отличается отличный юрист от хорошего? Один из показателей – ​юридическая грамотность и верное использование терминов. В очередной статье о юридических (и не только) понятиях уделим внимание двум вопросам: институту обременения и правонарушениям. Сошлемся на интересные судебные акты, где служители Фемиды среди прочего обращаются к Римскому праву, цитируя Дигесты Юстиниана, разъясняют различные формы обременений. А также расскажем про этимологию слов, связанных с правонарушениями.

Ликбез по юридической терминологии: ценные бумаги и способы расчетов ими

Продолжаем разъяснять термины, которые встречаются в работе юриста. На этот раз затронем ценные бумаги. Если вам приходится работать в финансовой сфере, то знать отличие коносамента от индоссамента, рекамбио от дериватива, а аквизиции от инквизиции предельно важно. Ведь даже в судебной практике можно встретить неправильное употребление терминологии. Например, варрант совсем не является вариантом. Но некоторым специалистам это невдомек. Чтобы не попасть впросак, читайте наш материал.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.

В какой срок надо ответить на обращение

Расскажем, на какие обращения физических и юридических лиц коммерческая организация должна ответить в течение 30 дней, а на какие следует отреагировать в течение 7 календарных дней. Поясним, в каких случаях применимы иные сроки – ​3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Покажем примеры расчета даты ответа на календаре по разным методикам для сроков по закону об обращениях граждан и исчисляемых по ГК РФ.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.