Из статьи вы узнаете, какие роботы в сфере юриспруденции уже существуют. Чем занимается робот-юрист? Кто и для чего придумал робота-эксперта и как закончилась его первая схватка с живым юристом? Каково это – иметь робота-начальника? Кому и для чего может понадобиться юрист-бот? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Но главное – разберемся, грозит ли смерть традиционной профессии юриста?
В 2017 г. зампред правления Сбербанка Вадим Кулик заявил, что банк внедрит робота, который заменит 3000 юристов. Сокращения, действительно, последовали, но во многом они были связаны с переводом юристов на аутсорсинг и оптимизацией бизнес-процессов. Вслед за Сбербанком автоматизировать труд юристов попытались и другие крупные российские корпорации. Но все оказалось не так просто. В провинциальных филиалах крупных компаний компьютеры и так работают на пределе возможностей. Как на постоянно зависающем компьютере будет работать робот-юрист?
Многие банковские юристы посчитали, что это «сказки для акционеров». Адвокаты решили, что банки участвуют в типовых процессах, а их творческий труд никакой робот не заменит. Но незаметно для всех появились программы, способные решать нестандартные задачи. В стране стал формироваться новый рынок IT-продуктов, известный на западе как LegalTech.
Конечно, скептики описывают «робота-юриста» как карикатурного киборга, который может набрать текст иска на клавиатуре, но не может пройти рамку металлоискателя в здании суда. На самом деле не существует одной программы, полностью заменяющей юриста. Есть программы, помогающие юристам при выполнении их рутинных задач.
Робот-юрист
Термин «робот-юрист» включает разные варианты программ, автоматизирующих работу юриста. Но чаще всего этот термин используют для описания робота, который вместо юриста готовит исковые заявления.
Автоматизацией процесса подготовки процессуальных документов занимаются не только в крупных корпорациях. В качестве примера можно привести опыт Общества защиты дольщиков (далее – Общество). Оно участвует в типовых судебных процессах о расторжении договоров долевого участия и взыскании неустойки с застройщика. Юристы Общества используют заранее подготовленные шаблоны исков. Данные по делу не заполняются вручную, а загружаются автоматически из специальной мастер-таблицы. Таблица содержит свыше 100 уникальных полей о клиенте, застройщике (ответчике), девелоперском проекте, банковских счетах должника, судах всех инстанций и другую информацию.
Внести сведения в таблицу может юрист, не обладающий высокой квалификацией. Главное, чтобы работник был внимателен. После ввода данных достаточно нажать клавишу для автоматического формирования договора, иска, заявления на выдачу исполнительного листа.
Такой подход минимизирует риск технических ошибок. Если при вводе данных была допущена ошибка, ее можно исправить в таблице и заново сформировать документы по шаблону. В результате один юрист может сопровождать несколько сотен судебных дел.
Казалось бы, автоматизация должна полностью устранить труд помощников юристов. Но для них остается работа: сканирование документов, подготовка приложений к иску, ксерокопирование, сшив документов, передача иска в суд.
Автоматизацией занимаются и юридические фирмы. Например, в «Солнцев и партнеры» также обобщают методику работы по типовым искам и заказывают у айтишников программы для их автоматизированного заполнения.
Сбербанк пошел еще дальше и разработал систему автоматизированной подготовки иска, которая сама находит и обрабатывает файлы, экспортирует из них нужную информацию и определяет, в какой суд подавать документы. Сбербанк хочет, чтобы юрист приступал к работе над иском только на этапе предъявления документов в суд, а все предшествующие процессы должны быть автоматизированы.
По словам директора правового департамента Игоря Кондрашова, разработчики столкнулись с проблемой отсутствия единой базы подсудности судов. Поэтому пришлось дополнительно внедрять программу, которая без участия человека непрерывно собирает данные о подсудности с сайтов судов и преобразует их в единый формат для последующего использования.
Также у Сбербанка много дел рассматривается в третейском суде. Банк и суд интегрировали свои информационные системы и установили сквозной электронный документооборот с использованием электронной подписи. В рамках взаимодействия с третейским судом в Сбербанке идет проработка решения, основанного на смарт-контрактах с использованием технологии blockchain.
Прогресс в автоматизации работы банковских юристов можно объяснить тем, что банк сам устанавливает правила игры. В программах четко прописаны правила расчета задолженности по кредитному договору, которые заемщик изменить не может. Кроме этого, в большинстве банковских дел нет субъективных факторов, абстрактных категорий и вопросов, которые было бы сложно оценить программному алгоритму.
Робот-эксперт
Есть еще один лидер российского LegalTech – сотовый оператор «Мегафон». Компания разработала робота-юриста LegalApe 2.8. Робот отвечает на юридические вопросы, формирует правовые замечания и помогает сформулировать необходимую аргументацию.
Первоначально «Мегафон» разработал программу анкетного типа. Робот собирал информацию и искал в своей базе необходимые ответы. Но разработчики пошли дальше и добавили в программу компонент нейронной сети.
Нейронная сеть – это компьютерная модель, имитирующая работу человеческого мозга.
Добавление нейронной сети позволило роботу классифицировать входящую информацию и выбирать логику ответа в зависимости от обстоятельств рассматриваемого дела. В результате система выстраивает ответ не только исходя из заранее заданной информации, но и с учетом данных, подобранных при анализе вопроса.
Все эти возможности позволяют роботу не просто подбирать информацию по заданному вопросу, а толковать ее в нужном русле. Другими словами, робот научился спорить.
Разработчики решили протестировать робота в споре с известным юристом Романом Бевзенко. Робота готовили к бою в течение двух месяцев. В программу загрузили нормативные акты, судебную практику и юридическую литературу, в том числе книги самого Бевзенко.
Имитировать решили арбитражный судебный процесс по делу о регистрации недвижимости на арендованной земле. При этом стороны заранее не знали, какую позицию они будут отстаивать. В роли судей выступали другие известные юристы, например декан юрфака Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Белов. Они оценивали стороны по нескольким критериям: убедительность в прениях, эрудиция/компетентность, концентрация на предмете.
Победил человек. Робот обращал внимание на текст и формулировки, а юрист объяснял по существу, выставлял акценты, отбрасывал несущественное. Несколько раз робот отвечал не на тот вопрос, который ему задавали. Но и юрист не смог ответить на один вопрос.
Компания учла результаты спора и решила перейти к разработке третьего поколения робота. Он должен будет уметь поддерживать юридическую дискуссию в режиме реального времени.
Подобные системы уже давно разрабатываются за рубежом и получили название правовых экспертных систем. Английская ASHSD-II (1) анализирует статуты и судебные прецеденты для формулировки аргументов в спорах о супружеской собственности. Австралийская Split Up тоже помогает в разделении супружеского имущества, применяя толкование Семейного закона Австралии.
Чтобы робот мог «спорить», его нужно настраивать под определенную отрасль права. Например, нужно «объяснить» программе основные принципы выбранной области. Студенты юрфака уже на третьем курсе знают, что в гражданском праве «все, что не запрещено – разрешено», а в административном – наоборот. Но робот может не понять таких категорий, поэтому каждый раз его надо готовить к конкретной области спора. Другой важный этап – загрузка нормативных и судебных актов, разъяснений органов власти и научных работ по предмету спора. Если роботы, действительно, научатся формировать правовые позиции, то появится новая профессия – юрист-инженер. Он будет настраивать программу, объяснять ей специфику спора, загружать специализированный массив информации и ставить корректные задачи. Робот же будет обрабатывать большой массив информации и вырабатывать аргументы.
Робот-начальник
Рутинные задачи есть не только в работе рядового юриста, но и у руководителей юридических служб. Сложнее всего управлять юристами в крупных компаниях с развитой сетью филиалов. Такие компании, как правило, формируют юридические департаменты, которые делятся на управления, а последние, в свою очередь, – на отделы, службы и группы. При такой сложной иерархии можно, например, упустить из виду дело, которое сопровождал уволившийся юрист. Начальнику отдела сложно наладить текущий контроль, если под его руководством работают более 10 юристов, каждый из которых ведет десятки дел. А как контролировать работу целого департамента, состоящего более чем из 300 сотрудников? Раньше этот вопрос решался введением все новых и новых отчетов:
- о поданных исках;
- полученных исполнительных листах;
- трудозатратах;
- требованиях, включенных в реестр кредиторов;
- проигранных делах и т.д.
В помощь директорам правовых департаментов пришли программы ведения юридического делопроизводства – Case.pro, Xsud, Jeffit, ProjectMate. Рядовые юристы ежедневно вносят в эти системы документы и сведения по их судебным процессам. Если юрист заболел, то дело можно перепоручить специалисту из другого города, который выгрузит все документы и актуальную информацию из системы. При необходимости собрать сведения о предъявленных к компании исках можно просто применить соответствующий фильтр и не отвлекать сотрудников на составление очередного отчета. Через систему можно оценивать выполнение нормативов и соблюдение сроков, отслеживать текущую загрузку юристов.
Такие системы синхронизированы с картотекой арбитражных дел. Поэтому информация о процессе, назначении судебных заседаний и других актах суда обновляется автоматически. Системы имеют общую базу данных, но каждому пользователю предоставлена своя зона доступа.
Также подобные системы могут быть полезны для юридических фирм. Встроенная в систему возможность учета времени позволяет непрерывно вести детализированный отчет о выполненных работах с точностью до секунды. Это позволяет избежать лишних споров с клиентом о стоимости оказанных услуг. Клиента можно подключить к системе, чтобы он в режиме реального времени мог контролировать выполняемую работу и формирование стоимости. Используя платформу, можно отслеживать процесс коммуникации с заказчиком через ленту событий. Например, от клиента поступил запрос, на который не ответил юрист, курирующий проект. Информация об этом автоматически поступит его начальнику. Еще одна опция систем – возможность построения аналитики введенных данных. Можно оценивать рентабельность и себестоимость проектов, скорость выполнения и удовлетворенность заказчиков.
Сейчас рынок систем юридического делопроизводства только формируется. Каждая система пытается привлечь как можно больше крупных корпораций, государственных компаний и предприятий. Клиентам предоставляются максимальные скидки. Но при этом они тестируют системы, помогая довести их «до ума». Рано или поздно юридические департаменты крупных корпораций с помощью систем юридического делопроизводства сформируют большую единую базу данных с реквизитами контрагентов и судов, классификацией исков и договоров, типами принимаемых процессуальных решений. После этого такие системы смогут использовать субъекты малого бизнеса, например небольшие фирмы, в которых работает только один юрист.
Одновременно некоторые корпорации разрабатывают свои системы управления правовыми департаментами. Скажем, «Газпром нефть», которая объединяет почти сотню дочерних предприятий, внедрила КЮРАСАО: коллективную юридическую автоматизированную систему агрегированных операций. Прежде региональным юрслужбам приходилось работать в условиях ограниченного информационного пространства, в основном опираясь на собственный опыт и оперируя локальным набором данных. Теперь юристы «дочек» могут с легкостью обращаться к опыту коллег, просматривая документы по аналогичным делам и избегая возможных типовых ошибок. В системе реализованы и специальные инструменты контроля. В частности, при занесении в КЮРАСАО документов по конкретному делу есть возможность информирования всех заинтересованных лиц, которые будут получать на рабочую почту уведомления о любых происходящих в деле изменениях.
Идея создать такую систему родилась еще в 2013 году. К ее реализации привлекли департамент информационных технологий, а также внешних экспертов.
Юрист-бот
Автоматизируют труд юриста не только крупные корпорации, но и интернет-стартапы. Для автоматизации одной несложной процедуры хорошо подходят боты мессенджеров, например Telegram. Персональный юрист @Pravorubot отвечает на правовые вопросы и помогает находить юристов, оказывающих услуги поблизости. @AutoLawyerBot автоматически генерирует обращения по неприменению скидок по ОСАГО.
В Интернете работает бот «Федор Нейронов». Он может понять текстовые запросы человека, не обладающего познаниями в юриспруденции, и в течение непродолжительного времени подготовить аргументированный ответ. Обычно пользователь дольше набирает текст вопроса, чем ждет ответ от бота. В настоящий момент бот предоставляет бесплатные консультации по закону о защите прав потребителей. Задать ему вопрос можно по адресу: https://fedor.ai/
Конструкторы документов
При подготовке договоров, заявлений, отчетов и других документов юристы чаще всего используют уже имеющийся шаблон. Но право не стоит на месте, увеличивается количество вариантов для выбора. Уже сам поиск и выбор нужного шаблона может занять много времени.
Для упрощения этого процесса разработаны программы, помогающие составить необходимый документ. Такие программы могут быть в виде чат-бота с опросником о том, какой документ с какими пунктами нужен. После формирования документа юрист может его доработать.
Правовые департаменты крупных корпораций уже давно используют конструкторы документов: ProstoDocs, «ТурбоКонтракт», LanDocs, FreshDoc. Такие сервисы позволяют автоматизировать не только составление документов, но и их учет, а также исключить технические ошибки при заполнении.
* * *
Представьте юриста, готовящегося к сложному суду без справочно-правовой системы, например «КонсультантПлюс» или «Гаранта». Сейчас это кажется невозможным. Но прогресс не стоит на месте: развиваются новые технологии, позволяющие еще эффективнее обрабатывать большой поток информации. Развивается и право: законы становятся сложнее, а суды непрерывно находят все новые «исключения из исключений».
Но юристы упрямо не хотят слышать ни о каких «роботах-юристах». Возможно, это страх потери работы или отголоски вечного спора гуманитариев с технарями. На самом деле никто не собирается отменять профессию юриста, хотя бы из-за того, что у машины отсутствует присущее человеку чувство справедливости. LegalTech – это набор программ, помогающих юристу справляться с непрерывно возрастающим потоком информации. Так же как слесарь использует разные инструменты, современный юрист может и должен применять программы, позволяющие ему обрабатывать большую базу данных.