Какими льготами может воспользоваться малый и средний бизнес

В конце 2018 г. заканчивается мораторий на плановые проверки субъектов малого бизнеса. Но Правительство РФ планирует продлить его до конца 2022 г. и распространить на субъекты среднего бизнеса. Кроме этого, субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) предоставляется множество других преференций: возможность избежать административного штрафа, применять сразу несколько специальных налоговых режимов с пониженными ставками, арендовать недвижимость на льготных условиях, пользоваться мерами финансовой поддержки и т. п. В статье мы подробно расскажем об этих и других льготах. Тем более что государство планирует продолжать поддержку малых и средних предприятий, ведь не случайно 1 декабря 2018 г. вступает в силу закон, уточняющий порядок ведения специального реестра субъектов МСП

Категории субъектов МСП

Закон выделяет микро-, малый и средний бизнес. Чем меньше бизнес, тем больше льгот он получает.

Субъектами малого и среднего предпринимательства могут быть общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. С 1 декабря 2018 г. субъектами МСП также могут быть хозяйственные товарищества, т.е. полные товарищества или товарищества на вере (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», далее – Закон № 209-ФЗ).

Критерии, которым должны соответствовать субъекты МСП, приведены в Таблице 1.

Таблица 1. Общие условия отнесения организаций (предпринимателей) к субъектам МСП
№ п/п Условия Микро Малые Средние Норма права
1 Численность работников за предшествующий календарный год Не больше 15 чел. Не больше 100 чел. Не больше 250 чел. Пункт 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ
2 Доход за предшествующий календарный год Не больше 120 млн руб. Не больше 800 млн руб. Не больше 2 млрд руб. Пункт 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Правительство предусмотрело одно исключение для компаний среднего предпринимательства. Численность их сотрудников может достигать 1000 человек, если не менее 70% дохода поступает от выработки текстильных изделий, изготовления одежды или производства кожи и кожаных изделий (постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412).

Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, хозяйственные товарищества и хозяйственные партнерства могут быть отнесены к субъектам МСП, если они дополнительно соответствуют хотя бы одному из условий, перечисленных в Таблице 2.

Таблица 2. Особые условия отнесения организаций (предпринимателей) к субъектам МСП (в редакции, действующей с 1 декабря 2018 г. )
№ п/п Условие К кому относится Норма права
1 Не более 25% долей (голосующих акций) принадлежит:
– государству, субъектам РФ;
– муниципальным образованиям;
– общественным и религиозным организациям (объединениям);
– благотворительным и иным фондам.
При этом не более 49% долей (голосующих акций) принадлежит:
– иностранным организациям1;
– организациям, которые не являются субъектами МСП2
ООО, АО, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства Подпункт «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ
2 Акции отнесены к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 156 АО Подпункт «б» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ
3 Внедряет результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат его учредителям (участникам) – ​бюджетным (автономным) научным учреждениям или учреждениям высшего образования ООО, АО, хозяйственные партнерства Подпункт «в» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ
4 Имеет статус участника проекта по Федеральному закону от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”» ООО, АО, хозяйственные партнерства Подпункт «г» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ
5 Учредителем (участником) являются компании, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности ООО, АО, хозяйственные партнерства Подпункт «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ

Реестры субъектов МСП ведет налоговая служба. Наличие в реестре сведений гарантирует возможность получения предусмотренных законом льгот.

Сведения о потенциальных субъектах МСП, которых нет у налоговой службы, предоставляют другие органы и организации, например биржи и управляющая компания «Сколково». Теперь данные сведения также будут предоставлять держатели реестров акционеров (подп. «г» п. 3 ст. 1 Закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”»).

Прежде наличие сведений о компании в реестре только подтверждало статус МСП. Теперь нахождение в нем стало обязательным (подп. 1 п. 1 Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ). Если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе (или они недостоверны), сообщите об этом в налоговые органы. Подать соответствующее заявление можно через сайт ФНС России по ссылке: https://ofd.nalog.ru/appeal-create.html.

Далее расскажем о льготах и преимуществах, которые есть у субъектов МСП.

Мораторий на проверки

С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. действует мораторий на плановые проверки надзорных ведомств, включая Роспотребнадзор, пожарный надзор, трудовые инспекции (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ). На проверки таможенной и налоговой служб, внебюджетных фондов и некоторых других органов мораторий не распространяется (ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

Мораторием не могут...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организуем видеоконференцию через Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Ликбез по юридической терминологии: договорное право

Юридически подкованный специалист вызывает уважение не только у людей, далеких от права, но и собственных коллег. Умение блеснуть знаниями и завладеть всеобщим вниманием юристу важно как воздух. Поэтому так нужно читать не только тексты договоров и нормативные правовые акты, но и специальную литературу. В прошлом номере мы рассмотрели термины, относящиеся к правилам и способам судебной защиты. На этот раз коснемся договорной работы, расскажем о наиболее часто встречающихся и как довольно простых, так и сложных юридических понятиях и обозначениях, приводя в пример судебную практику.

Ликбез по юридической терминологии: ценные бумаги и способы расчетов ими

Продолжаем разъяснять термины, которые встречаются в работе юриста. На этот раз затронем ценные бумаги. Если вам приходится работать в финансовой сфере, то знать отличие коносамента от индоссамента, рекамбио от дериватива, а аквизиции от инквизиции предельно важно. Ведь даже в судебной практике можно встретить неправильное употребление терминологии. Например, варрант совсем не является вариантом. Но некоторым специалистам это невдомек. Чтобы не попасть впросак, читайте наш материал.

Ликбез по юридической терминологии: правила и способы судебной защиты

Знание и грамотное использование профессиональных слов и выражений, если не элемент успешной юридической практики, то, во всяком случае, один из показателей уровня квалификации. Поэтому мы решили провести небольшой ликбез. Наверняка каждый читатель встретит неизвестные прежде понятия и узнает их реальное происхождение или поправит свое представление об уже имеющихся в его багаже знаниях. Разберем профессиональные термины, используемые юристами в работе: от самых простых до латинских с примерами из судебных актов. Начнем с терминов, затрагивающих правила и способы судебной защиты.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Ликбез по юридической терминологии: договорное право

Юридически подкованный специалист вызывает уважение не только у людей, далеких от права, но и собственных коллег. Умение блеснуть знаниями и завладеть всеобщим вниманием юристу важно как воздух. Поэтому так нужно читать не только тексты договоров и нормативные правовые акты, но и специальную литературу. В прошлом номере мы рассмотрели термины, относящиеся к правилам и способам судебной защиты. На этот раз коснемся договорной работы, расскажем о наиболее часто встречающихся и как довольно простых, так и сложных юридических понятиях и обозначениях, приводя в пример судебную практику.

В какой срок надо ответить на обращение

Расскажем, на какие обращения физических и юридических лиц коммерческая организация должна ответить в течение 30 дней, а на какие следует отреагировать в течение 7 календарных дней. Поясним, в каких случаях применимы иные сроки – ​3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Покажем примеры расчета даты ответа на календаре по разным методикам для сроков по закону об обращениях граждан и исчисляемых по ГК РФ.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.