В какой срок надо ответить на обращение

Расскажем, на какие обращения физических и юридических лиц коммерческая организация должна ответить в течение 30 дней, а на какие следует отреагировать в течение 7 календарных дней. Поясним, в каких случаях применимы иные сроки – ​3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Покажем примеры расчета даты ответа на календаре по разным методикам для сроков по закону об обращениях граждан и исчисляемых по ГК РФ.
Вопрос в тему
Куда: pravo@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Слышала, что сейчас суды считают разумным и достаточным 7 рабочих дней на подготовку ответа на входящее обращение. Откуда появился такой срок? Теперь что – ​госорганы могут 30 дней отвечать, а коммерческим организациям надо стараться в 7 рабочих дней уложиться, чтобы не рисковать? Если коммерческая организация в своем локальном нормативном акте запишет 30-дневный срок ответа на обращения, то это спасет от его уменьшения до 7 дней?

Законодательно установленные сроки подготовки ответов на обращения граждан не меняются уже давно. Хотя законодательное регулирование остается достаточно стабильным, этого нельзя сказать о практике его применения судами. С удивительной регулярностью в, казалось бы, идентичных ситуациях суды рассматривают споры, руководствуясь различными правовыми нормами и при этом не столько буквой закона, сколько принципом справедливости так, как они понимают его. В результате, например, ресурсоснабжающие организации и управляющие компании ЖКХ должны отвечать на запросы, то руководствуясь нормами Закона об обращениях граждан 1 , то ориентируясь на Закон о защите прав потребителей  2.

30 дней для обращений в государственные и муниципальные органы

Конституция РФ в ст. 33 закрепляет право каждого обращаться лично, а также направлять обращения, как индивидуальные, так и коллективные, в государственные органы и органы местного самоуправления. В рамках развития и регулирования данного права законодатели приняли Закон об обращениях граждан. В его ст. 4 содержится четкая градация обращений по видам (Таблица 1).

Таблица 1. Виды обращений граждан, согласно Закону об обращениях граждан

Этот закон детально регулирует порядок работы с обращениями граждан, юрлиц и объединений граждан: когда регистрировать, что можно перенаправить более компетентному органу, до какой даты ответить (в т. ч. случаи удвоения и, наоборот, сокращения стандартного срока ответа). По общему правилу отводится 3 дня на регистрацию поступившего обращения и 30 дней на подготовку и направление ответа.

Фрагмент документа

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

…2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Закон об обращениях граждан не содержит указания, о каких днях идет речь: рабочих или календарных. В рамках сложившейся практики расчет принято вести в календарных днях (т. к. уточнения про рабочие дни в тексте...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как сэкономить на юристах: оптимизация в условиях кризиса

Расскажем о том, как не тратить много на юристов в это непростое время. Когда выгодно обратиться к внешним специалистам, а когда иметь своих в штате, по каким вопросам можно эти 2 варианта совмещать. Поделимся рекомендациями, как реально сэкономить на юридических услугах, не потеряв в качестве, а также как оценить эффект в целом и выгоду компании.

Мораторий на подачу заявлений о банкротстве: спасательный круг или начало падения цепочки домино?

В условиях ухудшения экономической ситуации Правительство РФ разработало комплекс мер по спасению бизнеса. Одной их таких мер стало принятие закона о возможности введения моратория на подачу заявления о банкротстве отдельных категорий должников. При подготовке данного законопроекта Правительство РФ преследовало благие цели: помочь отдельным компаниям преодолеть кризисную ситуацию. Однако не приведет ли принятие поправок в закон о банкротстве к тому, что мораторий больно ударит по кредиторам и при этом так и не спасет должников?

Кредитные каникулы в 2020 г. в условиях COVID-19

Расскажем, кто в условиях COVID-19 получил право на кредитные каникулы. Ответим на вопросы: какие условия необходимо соблюсти? сколько кредитных каникул можно взять и на какой срок? есть ли ограничения по максимальному размеру кредита? какие платежи можно отсрочить? будут ли начисляться в период отсрочки проценты и если да, то каким образом? как составить документ в банк? нужно ли получать согласие поручителей, гарантов или залогодателей? сколько банк будет рассматривать требование? придется ли после окончания кредитных каникул заплатить все платежи единовременно? Приводим образец требования о предоставлении кредитных каникул, которым может воспользоваться субъект малого или среднего предпринимательства.

ТОП-10 судебных дел. Подборка к 1 апреля

Если верить Википедии, первоапрельские традиции в России зародились несколько веков назад. А первый массовый розыгрыш состоялся в Москве в 1703 году. Тогда 1 апреля по улицам ходили глашатаи и зазывали всех прийти на «неслыханное представление». От желающих посетить мероприятие не было отбоя. А когда в назначенный час распахнулся занавес, все увидели полотнище с надписью: «Первый апрель – ​никому не верь!» На этом зрелище закончилось. Курьезные ситуации случаются и в наше время. Причем в тех местах, которые, казалось бы, меньше всего подходят для шуток: в судах. Мы собрали самые интересные и нетривиальные случаи из судебной практики. Наша традиционная подборка судебных дел к 1 апреля никого не оставит равнодушным и заставит посмеяться даже самых серьезных юристов.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.

Как сэкономить на юристах: оптимизация в условиях кризиса

Расскажем о том, как не тратить много на юристов в это непростое время. Когда выгодно обратиться к внешним специалистам, а когда иметь своих в штате, по каким вопросам можно эти 2 варианта совмещать. Поделимся рекомендациями, как реально сэкономить на юридических услугах, не потеряв в качестве, а также как оценить эффект в целом и выгоду компании.

Дамоклов меч российского банкрота: субсидиарная ответственность

Соотношение числа заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и новых корпоративных банкротств во II квартале 2019 года достигло 52%, и это рекордно высокий уровень. Институт субсидиарной ответственности уже давно перестал существовать только «на бумаге», и введенные законодателем изменения в июле 2017 года послужили основанием для ежегодного роста заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности. Рассмотрим актуальные правовые позиции, сформированные высшей судебной инстанцией в рамках рассмотрения дел о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.