С 1 августа 2023 года вступили в силу два закона, устанавливающих цифровой рубль в качестве вида безналичных расчетов. А с 11 августа действует Положение Банка России «О платформе цифрового рубля». Реальные же операции с цифровыми рублями начали проводиться только с 15 августа. В статье рассматриваем, что представляет из себя цифровой рубль, какова сфера его применения, кому он может быть интересен.
Цифровой рубль – новая, третья форма российской национальной валюты наряду с наличными и безналичными рублями. Цифровые рубли – безусловное обязательство ЦБ РФ, по которому он отвечает всеми принадлежащими ему активами. Банк России будет эмитировать цифровые рубли, являющиеся законным платежным средством на всей территории страны, а также выступает оператором специальной платформы, что принципиально отличает их от криптовалюты, выпуск которой полностью децентрализован.
Ключевые положения, касающиеся выпуска и применения цифрового рубля, первоначально были предусмотрены:
- в приложении № 7 Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 г. на период 2024 и 2025 гг., утв. Банком России;
- п. 3.3.1 Стратегии развития национальной платежной системы на 2021–2023 гг., утв. Банком России;
- Концепции цифрового рубля, подготовленной Банком России.
На данный момент вступили в силу два федеральных закона от 24.07.2023 о цифровом рубле:
- № 339‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;
- № 340‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Также Банк России разработал и принял Положение от 03.08.2023 № 820-П «О Платформе цифрового рубля», которое действует с 11.08.2023, за исключением отдельных норм.
Реальные операции с цифровым рублем начали проводить с 15.08.2023, причем пока в тестовом режиме. К тестированию допущены только 13 банков (еще 16 будут допущены со следующего года). Также, по словам ЦБР, в пилотном проекте участвует около 600 граждан, 30 торговых точек в 11 городах России. Со временем количество участников будет расширяться и на данный момент планируется, что полноценно цифровой рубль заработает с 2025 года.
Введение цифрового рубля должно обеспечить ряд преимуществ, в том числе повышение доступности финансовых услуг на отдаленных и малодоступных территориях, возможность получения доступа к цифровому кошельку через любую финансовую организацию, а также при ограниченном доступе к сети Интернет. Использование клиентами безналичного денежного остатка, в отличие от цифрового рубля, таким преимуществом не обладает, поскольку при перебоях со связью и при наличии иных подобных причин доступ к мобильным приложениям банков для распоряжения безналичными деньгами закрыт.
Внедрение платформы цифрового рубля приведет к развитию новой платежной инфраструктуры, а также к оптимизации стоимости расчетов и повышению конкуренции на рынке платежных услуг. Клиенты будут по собственному усмотрению использовать наличные и безналичные деньги, а также иные платежные средства для оплаты, включая различные сервисы, осуществлять отправление и принятие денежных переводов. Теперь их платежный арсенал пополнился новым полезным инструментом.
Под эгидой ЦБ РФ
Цифровой рубль – новый вид безналичных денежных средств (ст. 128 ГК РФ), которыми можно рассчитываться только путем перевода на спецплатформе Банка России (п. 4 ст. 861 ГК РФ, ст. 82.10, 82.11 Федерального закона от 10.07.2002 № 86‑ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Таким образом, Центробанк – это не только эмитент цифрового рубля, но и оператор спецплатформы. Рубли в цифровых кошельках граждан и организаций учитываются на балансе Банка России и являются его обязательствами, как и выпущенные наличные деньги.
Безналичные деньги, кстати, выпускаются (эмитируются) как и наличные денежные средства, вот только они являются обязательствами не только Банка России в отношениях с кредитными организациями, но и обязательствами самих кредитных организаций перед своими клиентами.
Банк России проводит платежи и ведет учет цифровых рублей в кошельках клиентов. При этом клиенты в этой модели взаимодействуют с мегарегулятором не напрямую, а через коммерческие банки. Клиент обращается в банк, в том числе через платежное приложение, являющееся современным удаленным банковским офисом, чтобы открыть цифровой кошелек, провести платеж в цифровых рублях, узнать баланс своего цифрового кошелька и совершать иные операции.
Банки в свою очередь обменивают средства на банковских счетах на цифровые рубли и предлагают клиентам дополнительные услуги с применением цифровых рублей. Вероятно, операции с цифровыми рублями будут встроены кредитными организациями в имеющийся функционал своих платежных инструментов, и клиенты смогут их использовать наряду с безналичными деньгами.
Такая модель позволит не только сохранить действующую двухуровневую финансовую систему (ЦБ РФ и кредитные организации), но и использовать ее преимущества, а также всю имеющуюся инфраструктуру финансовых организаций для обслуживания клиентов. Иными словами, цифровые рубли хранятся на цифровых кошельках, администрируемых ЦБ РФ, что повышает уровень надежности и защищенности данного платежного средства. Кредитные организации в отношениях с клиентами выступают посредниками, а не обязанными лицами по цифровому рублю.
Цифровой рубль, по сути, совмещает в себе преимущества и наличных, и безналичных денег: как и при использовании безналичных платежей, цифровые рубли не надо носить с собой, ими просто и удобно платить в торговой точке, принимающей к оплате инструменты безналичных платежей. Однако на цифровые рубли нельзя начислять проценты, в отличие от безналичных денег, которые можно размещать во вклады и на накопительных счетах.
В отличие от инструментов безналичных платежей, которые предоставляются коммерческими организациями на устанавливаемых и изменяемых ими условиях, цифровой рубль предоставляется государством (ЦБР) на единых условиях и может быть доступен в режиме 24/7 на всей территории страны в приложениях любых банков, подключенных к платформе цифрового рубля.
Операции с цифровым рублем производятся по единым тарифам, что позволяет:
- снизить затраты участников гражданского оборота;
- оптимизировать издержки, связанные с администрированием бюджетных поступлений;
- а также осуществлять гарантированную адресную доставку гражданам и бизнесу бюджетных выплат.
Учитывая, что цифровые рубли являются третьей формой российской национальной валюты, их можно обменивать на наличные и безналичные деньги без каких-либо препятствий, в том числе снимать в банкоматах и кассах банков.
По мере внедрения платформы цифрового рубля и отработки с банками базовых действий (открытие и закрытие цифровых кошельков, перевод цифровых рублей, оплата товаров, сервисов и услуг при помощи QR-кодов и др.) круг операций с этим платежным инструментом в будущем будет расширен.
Платформа цифрового рубля
Банк России обеспечивает взаимодействие платформы цифрового рубля с платежной системой ЦБР. Предполагается, что платформа цифрового рубля может быть открытой для подключения и взаимодействия с использованием современных технологических решений, в том числе для межсистемного взаимодействия с инфраструктурой других стран при осуществлении трансграничных платежей в цифровых рублях.
Правовая природа цифровых рублей определяется как разновидность безналичных денежных средств, поскольку они включены в перечень объектов гражданского оборота в соответствии со ст. 140 ГК РФ следующим образом: безналичные деньги, включая цифровые рубли.
Мегарегулятор осуществляет эмиссию цифровых рублей, открытие и ведение счетов в цифровых рублях, а как оператор платформы гарантирует тайну операций с ними и размера цифрового денежного остатка на цифровом кошельке.
ЦБ РФ обеспечивает бесперебойность функционирования, а также устанавливает правила платформы цифрового рубля, обязательные для кредитных организаций, клиентов (физических, юридических лиц и ИП), иных ее участников. Цифровыми рублями могут пользоваться как резиденты, так и нерезиденты с использованием счета цифрового кошелька, открытого в уполномоченном банке или иностранном банке, являющемся участником платформы.
Банк России определяет правила платформы цифрового рубля, функции оператора, виды счетов цифрового рубля в зависимости от правового статуса участников и пользователей, виды операций, порядок защиты информации и иные вопросы в соответствии с законом. Он вправе вносить изменения и дополнения в правила платформы, которые становятся обязательными для всех по истечении 60 дней с момента их публикации.
ЦБР устанавливает тарифы на услуги оператора платформы цифрового рубля, размер вознаграждения, выплачиваемого оператором платформы цифрового рубля участникам такой платформы, определяет максимальное значение размера платы, взимаемой участниками платформы с пользователей. Кстати, закон предусматривает возможность изменения тарифов для пользователей – физических лиц не чаще 2 раз в течение календарного года, если только речь не идет о снижении тарифов. ЦБ РФ утверждает максимальные суммы операций с цифровыми рублями и/или суммы остатков цифровых рублей на счетах цифрового рубля, а также перечень операций, их суммы и сроки обеспечения кредитными организациями возможности совершения операций с цифровыми рублями для своих клиентов.
С конкретными размерами тарифов можно ознакомиться в Решении Совета директоров Банка России от 03.08.2023 «О тарифах на услуги оператора платформы цифрового рубля (Оператор) для пользователей платформы цифрового рубля (Платформа), размерах вознаграждений, выплачиваемых Оператором участникам Платформы, максимальных значениях размера платы, взимаемой участниками Платформы с пользователей Платформы». Например, за перевод цифровых рублей юридическими лицами в пользу юридических лиц комиссия за 1 перевод с 01.01.2025 составит 15 рублей (до этой даты – бесплатно); а для граждан в пользу как физлиц, так и юрлиц переводы бесплатны.
Расчеты цифровыми рублями осуществляются путем перевода цифровых рублей Банком России в рамках платформы цифрового рубля в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе.
Как осуществляются переводы в цифровых рублях?
Оператор платформы цифрового рубля учитывает цифровые рубли пользователей путем формирования записи, отражающей размер его обязательств перед ними в сумме цифровых рублей, учитываемых на их счетах цифрового рубля (формирование остатка цифровых рублей). Отношения оператора платформы цифрового рубля с участниками такой платформы, а также участников с пользователями (кредитных организаций с их клиентами) регулируются заключаемыми между ними договорами на ведение счетов цифрового рубля.
Перевод цифровых рублей осуществляется исключительно в рамках платформы путем одновременного уменьшения остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля плательщика и увеличения остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля получателя средств на сумму перевода цифровых рублей.
Сходным образом осуществляются операции с электронными денежными средствами с той лишь разницей, что электронные деньги являются не самостоятельным, а дополнительным (надстроечным) платежным инструментом, который предоставляют кредитные организации, включенные в реестр ЦБ РФ, своим клиентам.
При приеме к исполнению распоряжения пользователя платформы цифрового рубля (плательщика, получателя средств) участник платформы (кредитная организация) обязан удостовериться в праве пользователя распоряжаться остатком цифровых рублей, проверить реквизиты указанного распоряжения и выполнить иные процедуры приема к исполнению распоряжения.
Аналогичные процедуры применяются кредитными организациями также при принятии к исполнению платежных поручений от клиентов на перевод безналичных денег. Разница состоит в том, что кредитные организации платежные поручения исполняют самостоятельно, в то время как поручения на перевод цифровых рублей они передают оператору платформы цифрового рубля.
Обязательство по уплате цифровых рублей считается исполненным с момента их зачисления на счет цифрового кошелька получателя. В отличие от безналичного расчета момент исполнения денежного обязательства при расчете цифровыми рублями изменить нельзя, поскольку закон такой возможности прямо не предусматривает.
Наряду с переводом цифровых рублей на другие цифровые кошельки пользователю доступна возможность получения цифрового денежного остатка из своего цифрового кошелька на свой банковский счет в виде безналичных денег, а также путем увеличения электронного денежного остатка на электронном кошельке.
Привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты) не допускается, равно как и кредитование пользователей платформы. Однако с цифровыми рублями возможны операции, не запрещенные законом, в частности они могут выступать объектом различных гражданско-правовых сделок, могут быть завещаны владельцем цифрового кошелька, в том числе путем составления завещательного распоряжения.
При закрытии счета цифрового рубля остаток с него не выдается, а перечисляется на банковский счет пользователя, на котором они пополняют безналичный денежный остаток. В дальнейшем пользователь распоряжается такими безналичными деньгами на общих основаниях как владелец банковского счета.
Подробно требования к участникам и пользователям платформы цифрового рубля и предоставления к ней доступа; виды счетов цифрового рубля, порядок их открытия, ведения и закрытия; а также виды операций регламентированы упомянутым выше Положением № 820-П. Так, например, у пользователя может быть только один счет цифрового рубля, который открывает ЦБР по его обращению. Для его открытия граждане и ИП должны быть зарегистрированы на портале госуслуг и лично получить ключ простой электронной подписи (т. е. учетная запись должна быть подтверждена лично).
Обращение взыскания на цифровые рубли
На цифровые рубли может быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства по долгам владельца цифрового кошелька перед кредиторами. При этом взыскание осуществляется при отсутствии или недостаточности у должника находящихся на счетах и во вкладах в банках или иных кредитных организациях денежных средств в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлов.
Обращение взыскания на цифровые рубли осуществляется путем их перевода на депозитный счет территориального подразделения ФССП России. Постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на цифровые рубли может быть не исполнено в следующих случаях:
- отсутствие цифровых рублей на счете цифрового рубля должника;
- когда на цифровые рубли, учитываемые на счете цифрового рубля должника, наложен арест;
- когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции по счету цифрового рубля;
- когда в соответствии с федеральными законами приостановлен доступ к платформе цифрового рубля;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Если цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля должника, недостаточно, ЦБР перечисляет имеющийся на счете цифрового рубля остаток цифровых рублей и продолжает дальнейшее исполнение постановления по мере поступления цифровых рублей на счет цифрового рубля должника. О произведенных перечислениях оператор незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю.
Защита от мошенничества
При проведении операций с цифровым рублем с целью соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма участники платформы цифрового рубля обязаны применять правила, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того, при выявлении у операции по переводу цифровых рублей признаков операции, совершаемой без согласия клиента, в ее проведении может быть отказано. Данный правовой механизм, направленный на противодействие хищению денежных средств со счетов клиентов, вступит в силу 25.07.2024. Кредитные организации должны будут проверять наличие признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, а именно без согласия клиента или с согласия клиента, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием. Перечень таких признаков будет устанавливаться ЦБ РФ и публиковаться на его официальном интернет-сайте.
Проверку этих признаков банки будут обязаны осуществить до момента списания денежных средств со счета клиента либо при приеме распоряжения клиента к исполнению. Они также должны анализировать характер, параметры и объем совершаемых клиентами операций, чтобы на основе изучения таких данных при оценке спорных транзакций понимать, насколько в принципе для конкретного клиента они являются типичными.
При выявлении таких признаков кредитная организация обязана приостановить осуществление операции сроком на 2 дня и запросить подтверждение от самого клиента. Если последний спорную операцию не подтверждает или не отвечает, кредитная организация отказывает в ее проведении.
Аналогичным образом кредитная организация должна действовать в случае получения информации от ЦБ РФ о случаях попыток совершения операций без добровольного согласия клиентов. Кредитные организации обязаны обмениваться информацией между собой о выявляемых случаях совершения операций без добровольного согласия клиентов, а также приостанавливать использование клиентами электронных средств платежа.