Пресс-релиз используется компаниями для привлечения внимания потенциальных клиентов через СМИ к своему мероприятию или продукту. Рассказываем, как составляются пресс-релизы и какие разновидности их бывают, чем они отличаются от других PR-текстов, какова их структура. Объясняем на примере праздничной новости, с наглядными схемами. Даем советы по рассылке пресс-релизов.
Пресс-релиз (англ. press-release) – краткое сообщение для СМИ, содержащее важную новость или полезную информацию для целевой аудитории; является основным жанром PR-текста.
Иногда в отечественной PR-практике вместо «пресс-релиз» встречаются русскоязычные эквиваленты: «информационное сообщение» или «информация для прессы», хотя первый термин более устоявшийся.
Когда появился первый пресс-релиз, доподлинно неизвестно.
По одной из версий – информационное сообщение, близкое к современному понимаю пресс-релиза, было в опубликовано в 1758 году, когда Королевский колледж (ныне Колумбийский университет) сообщил общественности о своих образовательных услугах, и этот текст перепечатали несколько газет.
По другой версии – авторство первого пресс-релиза приписывают американскому журналисту Айви Ли, которого считают «отцом» современного PR. 31 октября 1906 г. после трагедии на железной дороге в Пенсильвании Ли написал информационное сообщение, убедив железнодорожную компанию не только опубликовать пресс-релиз, но и раскрыть информацию об инциденте другим журналистам до того, как они получат ее из других источников.
Инновационный подход к подаче информации настолько заинтересовал New York Times, что пресс-релиз Айви Ли был дословно перепечатан в газете. И в скором времени официальные заявления и пресс-релизы получили широкое распространение в СМИ, их начали выпускать не только крупные компании, но и частные лица.
Основная цель пресс-релиза – новостная интрига, которая рассылается журналистам и поэтому должна быть подана таким образом, чтобы пробудить их интерес к новости, к организации, заставить их обратиться за комментариями, дополнительной информацией или опубликовать свой материал, основанный на полученной информации.
Практически у любой организации всегда найдется информационный повод, который может заинтересовать центральные, местные или специализированные СМИ.
Информационным поводом для написания пресс-релиза может стать:
- внедрение и разработка новых технологий;
- проведение саммитов, конференций, семинаров, круглых столов;
- участие в выставках, конференциях, форумах;
- юбилеи (компании, личностей, выпуска или численности товара);
- получение наград, международных лицензий (сертификатов);
- структурные изменения (слияния, реорганизация, ликвидация);
- экономические данные (итоги за отчетный период, заключение договоров);
- кадровые изменения (новые назначения);
- общественная, спонсорская и благотворительная деятельность;
- посещение VIP и иностранных делегаций;
- чрезвычайные происшествия
- и прочее.
Что может послужить интересным новостным поводом для пресс-релиза:
- для национальных СМИ – события, влияющие на жизнь страны в целом; для региональных – события, связанные с ситуацией в регионе (например, доплата к пенсии или новые социальные выплаты);
- международные события (например, международная конференция или подписание договора с иностранными партнерами);
- события, не имеющие аналогов (например, первый в стране / мире завод по производству чего-то нового);
- события со значительным социальным или экономическим эффектом (например, создание новых рабочих мест или развитие новой экономической зоны в стране);
- периодическое событие с ярко выраженной динамикой (например, подведение итогов за определенный период работы);
- ожидаемое событие (например, открытие культурного центра после реставрации);
- событие с участием VIP. Это могут быть первые лица государства или региона, эксперты в предметной области, зарубежные гости, звезды шоу-бизнеса и т.д.;
- рядовое событие с необычным участником (например, 90-летняя выпускница школы);
- чрезвычайное происшествие, особенно если оно повлекло за собой человеческие...