В прошлом номере мы кратко рассказали об изменениях в КоАП РФ, касающихся ответственности за нарушения законодательства о персональных данных. В этом номере мы решили подробно остановиться на всех нововведениях и рассказать о том, кого и за что привлекают к административной ответственности по каждому из семи новых составов правонарушений.
Требования российского законодательства о персональных данных довольно жесткие. Выполнять все их сложно и накладно. Поэтому многие компании подходят к учету поступающих им личных данных граждан небрежно или вовсе игнорируют предписания законодательства. И напрасно. С 1 июля 2017 г. в ст. 13.11 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушения в сфере персональных данных, внесены изменения. Теперь эта статья будет включать семь составов вместо одного. Максимальный штраф поднимется с 10 000 руб. до 75 000 руб. А учитывая, что Роскомнадзор может выявить совокупность правонарушений, не исключено, что штраф возрастет почти до 300 000 руб., что, по мнению специалистов, соответствует общеевропейским нормам.
Причины нововведений
Изменения в ст. 13.11 КоАП РФ внесены Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Причиной нововведений послужило множество жалоб и обращений граждан на незаконные действия операторов по обработке персональных данных и большое количество выявленных нарушений.
Чаще всего граждане недовольны тем, что что банки передают их данные коллекторским фирмам. Много жалоб поступает на операторов связи. Организации ЖКХ обвиняются в размещении данных о задолженностях в подъездах для общего доступа. Претензии граждан вызывают рекламные звонки и СМС от мелких организаций, а также разглашение личной информации фирмами, органами власти, различными учреждениями (например, больницами) и т.д.
Предыдущий единый состав ст. 13.11 КоАП РФ позволял привлекать к ответственности за нарушение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах. При этом нарушения никак не дифференцировались ни по составу, ни по тяжести, ни по степени ответственности операторов.
По мнению авторов закона, в прежнем виде ст. 13.11 КоАП РФ работала неэффективно, защищая граждан далеко не во всех случаях. А в некоторых ситуациях операторы были просто избавлены от ответственности за нарушения.
Суть новшеств
Обновленная редакция ст. 13.11 КоАП РФ подготовлена с учетом судебной практики. Теперь для самых популярных нарушений предусмотрен свой состав. Таким образом, при вынесении решений суды ссылаются не на ст. 13.11 КоАП РФ в целом, а на ее соответствующую часть.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Поэтому операторы рискуют быть оштрафованными по каждому из семи составов.
К административной ответственности по одной и той же норме могут быть привлечены как компания в целом, так и конкретное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Еще одно изменение касается возбуждения дел по ст. 13.11 КоАП РФ. С 1 июля 2017 г. это делает Роскомнадзор, а не прокуратура (как было раньше). А вот рассматривать дела, как и прежде, будут суды.
Распространенные правонарушения
Согласно официальным данным Роскомнадзора, в России действует почти 400 000 операторов персональных данных, то есть организаций (в том числе государственных), которые собирают, хранят, передают или обрабатывают персональные данные 1.
Под персональными данными понимаются любые сведения, относящиеся к физическому лицу (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», далее - Закон о ПД). Это, в частности, фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона.
Обработка - это сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение личной информации о гражданах. Этот длинный перечень на практике может быть дополнен любыми другими действиями операторов.
Чаще операторы допускают следующие нарушения:
- цели сбора данных противоречат закону (ч. 2 ст. 5 Закона о ПД);
- требуемые персональные данные являются избыточными (ч. 5 ст. 5 Закона о ПД);
- персональные данные...