Недавно Верховный Суд РФ принял резонансное определение от 04.04.2012 № АКПИ12-317, согласно которому нормативными актами, регламентирующими подсчет стажа работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, принятыми еще в советское время, руководствоваться не следует, поскольку они противоречат ТК РФ. Вместе с тем новых нормативных документов до сих пор не принято, да и позиция ВС РФ у большинства экспертов вызывает недоумение. Подробнее о ситуации читайте в материале нашего автора.
Предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (в том числе дополнительный отпуск) на сегодняшний день вызывает множество вопросов в связи с отсутствием нормативных актов, устанавливающих зависимость компенсаций от класса условий труда. Документы советских времен с течением времени утратили свою актуальность, а новых законодатель пока не принял. Более того, в последние годы все больше ведется разговоров о том, чтобы свести все компенсации таким работникам к минимуму. Но разберемся во всем по порядку: что такое условия труда, какие факторы являются вредными, какие – опасными и как они классифицируются по степени вредности и опасности.
Что считается вредным или опасным
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). В свою очередь факторы производственной среды подразделяются на вредные и опасные. Воздействие вредного производственного фактора на работника может привести к его заболеванию (ч. 3 ст. 209 ТК РФ), а опасного – к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ). Если же воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено или не превышает установленных нормативов, то условия труда являются безопасными (ч. 5 ст. 209 ТК РФ).
Условия труда по степени вредности и опасности (Таблица 1). Вредные условия труда в свою очередь имеют четыре степени вредности в зависимости от превышения гигиенических нормативов и изменений в организме работника (Таблица 2).
Таблица 1. Классификация условий труда по степени вредности и опасности
Таблица 2. Классификация вредных условий труда (3 класс)
Классы и степень вредности условий труда выявляются с помощью аттестации рабочих мест, которая проводится не реже одного раза в пять лет (порядок аттестации рабочих мест утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Именно аттестация рабочих мест является основанием для отнесения условий труда к вредным или опасным.
Компенсации
Любые компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются только по результатам аттестации рабочих мест (постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», далее – Постановление № 870).
К таким компенсациям относятся:
- сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ, п. 1 Постановления № 870);
- ежегодный дополнительным оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ, п. 1 Постановления № 870);
- повышенная оплата труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 147 ТК РФ, п. 1 Постановления № 870);
- проведение за счет работодателя обязательных медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ);
- выдача средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ), молока и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.
Подсчет стажа
В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время (ч. 3 ст. 121 ТК РФ). При этом отпускной стаж, дающий право на дополнительный отпуск «за вредность» и на основной отпуск, рассчитывается отдельно.
Все положения, которые обязывали учитывать при исчислении стажа какие-либо иные периоды, кроме фактической работы во вредных или опасных условиях труда, утратили силу с 1 февраля 2002 г., то есть с момента введения в действие ТК РФ (решение Верховного Суда РФ от 15.04.2004 № ГКПИ2004-481). Таким образом, в отпускной стаж, дающий право на дополнительный отпуск «за вредность», не включаются:
- период временной нетрудоспособности;
- время отпуска по беременности и родам;
- время выполнения женщиной легких работ в связи с беременностью;
- время выполнения государственных и общественных обязанностей.
Время, отработанное сотрудником во вредных или опасных условиях труда, следует отражать в табеле учета рабочего времени. Если работник трудится в производствах, цехах, по профессии или должности с вредными и (или) опасными условиями труда не каждый рабочий день (смену) или не целый рабочий день (смену), то для отражения соответствующей информации в табеле учета рабочего времени следует ввести дополнительную графу (или несколько дополнительных граф).
Нормативные акты
ТК РФ устанавливает, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов (действующих на территории России) акты бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей кодексу (ч. 1 ст. 423 ТК РФ). Дополнительный отпуск работников с вредными условиями труда устанавливался согласно Списку производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 (далее – Список). Список определял профессии, должности, цеха и производства, работа в которых давала работнику право на получение дополнительного отпуска.
Применение Списка регулировалось Инструкцией, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20 (далее – Инструкция).
Правительство РФ в п. 1 Постановления № 870 установило минимальную продолжительность дополнительного отпуска (семь календарных дней) и в п. 2 дало поручение Минздравсоцразвитию России в шестимесячный срок после вступления в силу Постановления № 870 установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда:
- сокращенную продолжительность рабочего времени;
- минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;
- минимальный размер повышения оплаты труда;
- условия предоставления указанных компенсаций.
Прошло почти четыре года, но поручение до сих пор не исполнено и соответствующий нормативный правовой акт не принят, хотя такой проект есть и ведомство планирует принять изменения до октября 2012 г.
До недавнего времени указанные Список и Инструкция применялись, однако Верховный Суд РФ в определении от 04.04.2012 № АКПИ12-317 указал, что этими документами не следует руководствоваться, поскольку они противоречат ТК РФ.
Федерация независимых профсоюзов России в письме от 15.05.2012 высказала точку зрения о том, что оспариваемые акты являются действующими, поскольку не были отменены или признаны недействующими, поэтому до сих пор обладают юридической силой, а значит, и способностью вызывать правовые последствия.
На наш взгляд, до принятия соответствующего документа следует придерживаться определения Верховного Суда РФ. Если же на вашем предприятии предусмотрены дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительности, установленной ранее Списком, то для сохранения прав работников целесообразно предусмотреть соответствующие положения в коллективном договоре или локальном нормативном акте.