С начала нового года руководство организации частенько повышает заработную плату. Например, в связи с индексацией. Но бывают и другие причины, допустим, успешный квартальный или полугодовой отчет, по итогам которого начальство хочет повысить должностные оклады особо отличившимся сотрудникам. О том, как оформить повышение заработной платы всем сотрудникам компании или только одному, какие документы и в какой последовательности составить и подписать, вы узнаете из статьи.

Руководство компании нередко «озадачивает» отдел кадров разнообразными срочными заданиями, которые приводят к увеличению документооборота. Например, требуют провести повышение размера заработной платы. А его кадровики обычно недолюбливают из-за того, что приходится составлять много «бумажек». К тому же, проводя эту операцию, учесть необходимо не только порядок составления и оформления всех документов, но и другие немаловажные детали, о которых пойдет речь в статье. Рассмотрим подробнее вопросы, которые возникают в случае, если начальство предписало повысить оклады.

Для начала разберемся со способами повышения заработной платы. Составляющие последней указаны в ст. 129 ТК РФ. Исходя из этого делаем вывод, что увеличение заработной платы возможно, во-первых, путем повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), а также базового оклада (базового должностного оклада) и базовой ставки заработной платы (ч. 3–5 ст. 129 ТК РФ).

Во-вторых, может потребоваться установление или увеличение компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных компенсационных выплат, ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

В-третьих, работодатель может установить или повысить размеры ранее установленных стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат, ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Наиболее трудозатратным в плане документооборота является первый способ повышения оплаты труда. Но и здесь возможны варианты, которые зависят от того, коснется ли увеличение окладов всех сотрудников либо только их части (отдела или лишь одного-двух работников).

Повышаем зарплату всем работникам

Вариант, когда заработная плата меняется у всех работников организации на равное количественное выражение (в процентах), возможен, например, в случае повышения окладов по причине индексации.

Напомним, что ст. 134 ТК РФ обязывает работодателей ежегодно осуществлять индексацию заработной платы, которая представляет собой повышение реального содержания зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Фрагмент документа
Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как видите, ТК РФ предписывает работодателям закрепить порядок индексации заработной платы в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте, например, Положении об оплате труда, премировании и пр.

Периодичность индексации и ее размер законом не установлены. Чаще всего работодатель проводит ее ежегодно, однако он может избрать полугодовую, ежеквартальную или ежегодную частоту. Дату проведения организация выбирает также самостоятельно. Это может быть начало календарного года, окончание финансового года, когда подведены итоги по предприятию, или любая другая удобная дата или даты.

Наиболее часто происходит увеличение тарифных ставок или должностных окладов на определенный коэффициент. Если же говорить об установлении конкретного размера коэффициента повышения, то он может определяться в зависимости от различных факторов, таких, как индекс потребительских цен, размер инфляции, рост прожиточного минимума трудоспособного населения и пр.

Кстати, здесь следует иметь в виду: если компания подпадает под действие отраслевого соглашения и в письменном виде не отказалась от присоединения, то при установлении порядка и размера индексации ей следует учитывать его нормы (ст. 48 ТК РФ).

Образец формулировок об индексации в Положении об оплате труда см. в Примере 1.

На практике сложилась следующая ситуация: из-за того что порядок индексации законодательством не установлен, а положения ст. 134 ТК РФ расплывчаты, многие работодатели не осуществляют ее совсем или осуществляют нерегулярно. Вместе с тем позиция и проверяющих органов, и судов однозначна: работодатель обязан проводить индексацию (см., например, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19.04.2010 № 1073-6-1 и определение Конституционного Суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О).

Судебная практика

Конституционный Суд РФ в определении от 17.06.2010 № 913-О-О рассмотрел жалобу ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», оспаривающую конституционность ст. 134 ТК РФ. По словам заявителя, формулировка указанной нормы является неопределенной, из-за чего по-разному понимается в правоприменительной практике: либо как обязывающая работодателей, не финансируемых из государственного бюджета, самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, либо как предоставляющая им подобное право, но не обязывающая осуществлять такое регулирование.

КС РФ, изучив материалы заявителя, не нашел оснований для принятия жалобы к рассмотрению, отметив, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от форм собственности и пр.

Мнение эксперта

Я столкнулась с любопытной практикой, касающейся ответственности за непроведение индексации заработной платы в организации. Если компания не осуществляет индексацию и в документах организации не предусмотрен ее порядок, проверяющие привлекают ее к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Так, организацию штрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб. или приостанавливают ее деятельность на срок до 90 суток, а руководителя компании (или другое ответственное должностное лицо) штрафуют на сумму от 1000 до 5000 руб. либо дисквалифицируют, если ранее он уже был наказан за подобное нарушение.

Другое дело, если порядок индексации прописан в локальном нормативном акте, но заработная плата не повышалась. В этом случае, помимо указанной ответственности, руководитель организации штрафуется на 3000–5000 руб. по ч. 1 ст. 5.31 КоАП РФ. Но самое важное, что организации выдается предписание доплатить работникам невыплаченную сумму, которая им полагалась бы в результате проведения индексации. В некоторых случаях инспекторы ГИТ требуют уплатить еще и процент за каждый день просрочки в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Пример 1. Выдержка из Положения об оплате труда

Если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен порядок проведения индексации, а руководство решило ее провести, то следует либо внести соответствующие дополнения в действующие в организации нормы, либо принять отдельные акты (например, Положение об индексации). В любом случае ссылку на новые нормы или документ, регламентирующий правила индексации зарплаты, необходимо включить в дополнительное соглашение к трудовому договору (Пример 2).

Пример 2. Образец дополнительного соглашения к трудовому договору с условием об индексации заработной платы

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Формируем, храним и уничтожаем локальные нормативные акты

Локальные нормативные акты (ЛНА) есть в каждой организации. Поэтому так важно их правильно хранить и формировать в дела в разных подразделениях. Расскажем, как это сделать в зависимости от того, кто утвердил ЛНА (первый руководитель или иные лица), каким способом это было оформлено, оригинал это или копия (бумажная или электронная) и где документ хранится. Эти варианты мы отразили в примерах номенклатур дел. Еще показали возможные сроки хранения оригиналов и копий ЛНА, по каким перечням их надо искать. Объяснили общую технологию выделения к уничтожению применительно к ЛНА.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Учимся использовать режим «Рецензирование» в MS Word

Сотрудникам отдела кадров часто приходится разрабатывать и согласовывать проекты кадровых документов. В MS Word для этого есть удобный режим «Рецензирование», который автоматически фиксирует каждую правку (вставку, удаление, перемещение и форматирование текста). К тому же группа лиц, работающая над документом, может оставлять комментарии-примечания. Показываем, как управлять отображением правок, чтобы можно было посмотреть исходный документ, его же со всеми исправлениями, итоговый измененный документ и его же с исправлениями. Также разъясняем, где посмотреть автора изменений, как распечатать исходный и окончательный варианты текста. Научим защищать документ от редактирования и устанавливать ограничения на внесение изменений.

Аудит работы с персональными данными

Изменения в законодательстве о персональных данных – повод провести аудит и актуализацию работы с персональными данными в организации. Какие приказы и ЛНА необходимо проверить? Формы каких документов утвердить? Приводим пример из практики работы с личными делами сотрудников с учетом защиты персональных данных. Рассказываем, кого стоит знакомить с личными делами, как это организовать и документировать; как хранить часть документов о работнике вне личного дела (чтобы после увольнения не изымать из него лишнее перед сдачей в архив); сколько и как хранить уведомления и согласия на обработку персданных.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.