К обязанностям работодателя в области охраны труда относится обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных медосмотров. Автор пошагово рассматривает порядок действий работодателя – начиная от определения списка работников, которым необходимо пройти медосмотр, и заканчивая ­решением вопроса о допуске сотрудников к работе по итогам осмотров.

С этого года размеры штрафов за нарушение трудового законодательства значительно возросли. В частности, введена в действие ст. 5.27.1 КоАП РФ, ч. 3 которой предусматривает для работодателей штраф до 130 000 рублей за допуск сотрудника к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров. Именно поэтому кадровым службам следует еще раз проверить, все ли в порядке в организации с проведением медосмотров.

К обязанностям работодателя в области охраны труда, предусмотренным ст. 212 ТК РФ, относится обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных предварительных, периодических и других ­обязательных медицинских осмотров (медосмотров) (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, далее – Закон № 323-ФЗ).

В Таблице 1 перечислены виды осмотров, которые предусматриваются ст. 213 ТК РФ и ст. 46 Закона № 323-ФЗ.

Таблица 1. Виды обязательных медосмотров

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться кадровым службам при организации медосмотров, является приказ Мин­здравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Перечень, Порядок, Приказ № 302н).

Рассмотрим, как работодателю правильно организовать и оформить проведение медосмотров, на примере предварительного и ­периодического осмотров как наиболее часто встречающихся на практике.

Проведение предварительного медосмотра

Первый этап проведения медосмотров (как для предварительного, так и для периодического) одинаков. Дело в том, что лица, подлежащие предварительному медосмотру, как правило, обязаны проходить и периодические. Поэтому первый этап целесообразно проделать для обоих видов медосмотров одновременно.

Шаг 1. Определяем список работников, подлежащих прохождению медосмотра

Категории лиц, подлежащих медосмотру, при заключении трудового договора предусмотрены в различных нормативных правовых актах. Различны и причины, по которым кандидаты на ту или иную должность подлежат мед­осмотрам. Прежде всего можно выделить безопасность самих работников, а также безопасность окружающих их людей. Условно категории лиц, подлежащих медосмотрам, можно разделить на виды, представленные в Таблице 2.

Таблица 2. Категории лиц, подлежащих медосмотрам.1

Таким образом, чтобы определить необходимость проведения предварительных медосмотров, для начала следует оценить, выполняют ли сотрудники те работы, в отношении которых установлено их проведение. Затем посмотреть, не привлекаются ли они к работе в районах Крайнего Севера и пр., вахтовым методом, под землей, на транспорте и т.д. Далее уточните, нет ли в организации сотрудников моложе 18 лет. Если преды­дущих категорий работников не обнаружено, необходимо проанализировать, имеются ли рабочие места, на которых работники подвергаются воздействию вредных или опасных производственных факторов.

К сведению

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся медосмотры, определен в приложении № 1 к Приказу № 302н. Специальная оценка условий труда2, а ранее – аттестация рабочих мест позволяет определить, воздействуют ли на работника на конкретном рабочем месте вредные или опасные производственные факторы и какие именно. В отчете о ее проведении организация указывает, какие именно вредные или опасные производственные факторы есть на том или ином рабочем месте, а также отражает необходимость проведения предварительных и периодических медосмотров.

Кстати, имейте в виду, что, если в результате спецоценки условий труда на рабочем месте работника, выполняющего работу, указанную в Приказе № 302н, а также в иных нормативных правовых актах (например, ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 348.3 ТК РФ) не обнаружатся вредные или опасные производственные факторы, это не освобождает работодателя от проведения медосмотров. Это же касается и характера работы (ст. 298 ТК РФ).

После того как вы определите указанные группы, составьте список работников, подлежащих прохождению предварительного и ­периодического медосмотров.

Если работник был внесен в этот список по причине наличия вредных / опасных производственных факторов, то согласно п. 20 Порядка № 302н в списке должны...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите МАКСИМАЛЬНУЮ скидку именно сейчас!
Годовая подписка 2022 на любую версию журнала (бумажную, электронную, Комплект с доступом к базе знаний) по самой низкой цене.

Рекомендовано для вас

Учимся использовать режим «Рецензирование» в MS Word

Сотрудникам отдела кадров часто приходится разрабатывать и согласовывать проекты кадровых документов. В MS Word для этого есть удобный режим «Рецензирование», который автоматически фиксирует каждую правку (вставку, удаление, перемещение и форматирование текста). К тому же группа лиц, работающая над документом, может оставлять комментарии-примечания. Показываем, как управлять отображением правок, чтобы можно было посмотреть исходный документ, его же со всеми исправлениями, итоговый измененный документ и его же с исправлениями. Также разъясняем, где посмотреть автора изменений, как распечатать исходный и окончательный варианты текста. Научим защищать документ от редактирования и устанавливать ограничения на внесение изменений.

Аудит работы с персональными данными

Изменения в законодательстве о персональных данных – повод провести аудит и актуализацию работы с персональными данными в организации. Какие приказы и ЛНА необходимо проверить? Формы каких документов утвердить? Приводим пример из практики работы с личными делами сотрудников с учетом защиты персональных данных. Рассказываем, кого стоит знакомить с личными делами, как это организовать и документировать; как хранить часть документов о работнике вне личного дела (чтобы после увольнения не изымать из него лишнее перед сдачей в архив); сколько и как хранить уведомления и согласия на обработку персданных.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: от переименования должности до награждения

В рамках цикла статей, посвященных вопросам внесения записей в бумажную и электронную трудовые книжки, мы уже разобрали ситуации приема на работу, переводов на работу к тому же работодателю и другому, переименования организации, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности/подчиненности, изменения типа учреждения. Сейчас же рассмотрим: переименование должности (профессии), структурного подразделения (как внутреннего, так и внешнего); присвоение работнику нового разряда, установление иной профессии, специальности, квалификации; награждение (поощрение); работу по совместительству; ситуацию, когда сотрудник подает заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Также расскажем, как вносить в бумажную книжку информацию о времени военной и иной установленной службы работника, записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. Узнаете, надо ли сейчас вносить отдельные записи о стаже. Приведем образцы заполнения бумажной трудовой книжки, а также покажем, как в аналогичных случаях следует поступать с данными в отчете по форме СЗВ‑ТД.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.