К обязанностям работодателя в области охраны труда относится обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных медосмотров. Автор пошагово рассматривает порядок действий работодателя – начиная от определения списка работников, которым необходимо пройти медосмотр, и заканчивая ­решением вопроса о допуске сотрудников к работе по итогам осмотров.

С этого года размеры штрафов за нарушение трудового законодательства значительно возросли. В частности, введена в действие ст. 5.27.1 КоАП РФ, ч. 3 которой предусматривает для работодателей штраф до 130 000 рублей за допуск сотрудника к работе без прохождения обязательных медицинских осмотров. Именно поэтому кадровым службам следует еще раз проверить, все ли в порядке в организации с проведением медосмотров.

К обязанностям работодателя в области охраны труда, предусмотренным ст. 212 ТК РФ, относится обязанность по проведению за счет собственных средств обязательных предварительных, периодических и других ­обязательных медицинских осмотров (медосмотров) (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, далее – Закон № 323-ФЗ).

В Таблице 1 перечислены виды осмотров, которые предусматриваются ст. 213 ТК РФ и ст. 46 Закона № 323-ФЗ.

Таблица 1. Виды обязательных медосмотров

Основным нормативным актом, которым следует руководствоваться кадровым службам при организации медосмотров, является приказ Мин­здравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Перечень, Порядок, Приказ № 302н).

Рассмотрим, как работодателю правильно организовать и оформить проведение медосмотров, на примере предварительного и ­периодического осмотров как наиболее часто встречающихся на практике.

Проведение предварительного медосмотра

Первый этап проведения медосмотров (как для предварительного, так и для периодического) одинаков. Дело в том, что лица, подлежащие предварительному медосмотру, как правило, обязаны проходить и периодические. Поэтому первый этап целесообразно проделать для обоих видов медосмотров одновременно.

Шаг 1. Определяем список работников, подлежащих прохождению медосмотра

Категории лиц, подлежащих медосмотру, при заключении трудового договора предусмотрены в различных нормативных правовых актах. Различны и причины, по которым кандидаты на ту или иную должность подлежат мед­осмотрам. Прежде всего можно выделить безопасность самих работников, а также безопасность окружающих их людей. Условно категории лиц, подлежащих медосмотрам, можно разделить на виды, представленные в Таблице 2.

Таблица 2. Категории лиц, подлежащих медосмотрам.1

Таким образом, чтобы определить необходимость проведения предварительных медосмотров, для начала следует оценить, выполняют ли сотрудники те работы, в отношении которых установлено их проведение. Затем посмотреть, не привлекаются ли они к работе в районах Крайнего Севера и пр., вахтовым методом, под землей, на транспорте и т.д. Далее уточните, нет ли в организации сотрудников моложе 18 лет. Если преды­дущих категорий работников не обнаружено, необходимо проанализировать, имеются ли рабочие места, на которых работники подвергаются воздействию вредных или опасных производственных факторов.

К сведению

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся медосмотры, определен в приложении № 1 к Приказу № 302н. Специальная оценка условий труда2, а ранее – аттестация рабочих мест позволяет определить, воздействуют ли на работника на конкретном рабочем месте вредные или опасные производственные факторы и какие именно. В отчете о ее проведении организация указывает, какие именно вредные или опасные производственные факторы есть на том или ином рабочем месте, а также отражает необходимость проведения предварительных и периодических медосмотров.

Кстати, имейте в виду, что, если в результате спецоценки условий труда на рабочем месте работника, выполняющего работу, указанную в Приказе № 302н, а также в иных нормативных правовых актах (например, ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 348.3 ТК РФ) не обнаружатся вредные или опасные производственные факторы, это не освобождает работодателя от проведения медосмотров. Это же касается и характера работы (ст. 298 ТК РФ).

После того как вы определите указанные группы, составьте список работников, подлежащих прохождению предварительного и ­периодического медосмотров.

Если работник был внесен в этот список по причине наличия вредных / опасных производственных факторов, то согласно п. 20 Порядка № 302н в списке должны...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: от переименования должности до награждения

В рамках цикла статей, посвященных вопросам внесения записей в бумажную и электронную трудовые книжки, мы уже разобрали ситуации приема на работу, переводов на работу к тому же работодателю и другому, переименования организации, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности/подчиненности, изменения типа учреждения. Сейчас же рассмотрим: переименование должности (профессии), структурного подразделения (как внутреннего, так и внешнего); присвоение работнику нового разряда, установление иной профессии, специальности, квалификации; награждение (поощрение); работу по совместительству; ситуацию, когда сотрудник подает заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Также расскажем, как вносить в бумажную книжку информацию о времени военной и иной установленной службы работника, записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. Узнаете, надо ли сейчас вносить отдельные записи о стаже. Приведем образцы заполнения бумажной трудовой книжки, а также покажем, как в аналогичных случаях следует поступать с данными в отчете по форме СЗВ-ТД.

Что нужно учесть при составлении текста приказа

Кадровым специалистам не привыкать к составлению приказов. Причем в работе встречаются не только унифицированные формы, которые знакомы каждому, но и нестандартные приказы. В статье эксперт делится собственной практикой по составлению приказов, рассказывая, что необходимо учесть при присвоении заголовка; как написать преамбулу и слово «приказываю»; а также какие тонкости необходимо знать при составлении распорядительной части документа: формулировка поручений и сроков, отметка об утверждении приложения, порядок нумерации, как используются предлоги, сокращения, где ставятся инициалы, как склоняются фамилии и населенные пункты, используется ли женская форма профессии/должности, как правильно включить пункт о контроле.

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: переименование организации

Продолжаем цикл статей о внесении записей в трудовую книжку. На этот раз расскажем, как заполнять бумажную трудовую книжку в случае переименования организации. На конкретных примерах рассмотрим ситуации обычного изменения наименования компании, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности / подчиненности и пр. Разъясним, как подается СЗВ-ТД в этих случаях (с образцом заполненной формы).

Как внести изменения в ЛНА

Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации (тут возможны варианты). Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый локальный нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.