Если среди ваших работников есть учащиеся учебных организаций (неважно, получают ли они высшее или только среднее профессиональное образование), вы обязаны предоставить им учебный отпуск, причем часто его еще придется оплатить. Кому полагается такой вид дополнительного отпуска? Какие условия необходимо соблюсти? Какие документы составить? Читайте об этом в материале нашего автора.

Трудовое законодательство содержит гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173–177 ТК РФ). Одной из таких гарантий является дополнительный отпуск, в котором работодатель отказать сотруднику не может. Давайте разберемся, в каких случаях и кому полагается учебный отпуск? Какая должна быть у него продолжительность, в каких ­случаях его нужно оплатить и каким образом оформить?

Кто имеет право на учебный отпуск

Помимо ежегодного оплачиваемого отпуска, работодатель обязан предоставить сотруднику, совмещающему работу с обучением (или только поступающему в учебное заведение), еще и учебный отпуск. Причем в некоторых случаях этот вид дополнительного отпуска предоставляется с сохранением среднего заработка.

Условия, при которых предоставляется учебный отпуск.

1. Работник получает образование соответствующего уровня впервые (ч. 1 ст. 177 ТК РФ). Другими словами, например, отпуск на второе высшее профессиональное образование сотруднику не полагается.

К исключениям можно отнести, во-первых, ситуацию, когда сотрудника, уже имеющего профессиональное образование определенного уровня, направил для получения образования сам работодатель, и это оговорено в трудовом или ученическом договоре, подписанном между работодателем и сотрудником. И, во-вторых, если эта гарантия установлена коллективным договором (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 167-О, письмо Минтруда России от 08.11.2013 № 14-1-187).

2. Сотрудник учится по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ). Проверить, имеет ли образовательная организация госаккредитацию, можно в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/). Соответствующая информация (реквизиты свидетельства и ведомство, выдавшее его) должна также содержаться в справке-вызове1, которую составляет ­образовательная ­организация и передает учащемуся.

Кстати, и в этом случае работодатель может предоставить учебный отпуск работнику, даже несмотря на отсутствие государственной аккредитации, однако указанная льгота должна быть прописана либо в ­коллективном, либо трудовом договоре (ч. 6 ст. 173, ч. 6 ст. 174, ч. 3 ст. 176 ТК РФ).

3. Для работника, который просит учебный отпуск, ваша компания является основным местом работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ). Если работающий студент трудится на условиях совместительства, то на требуемое для сдачи сессии время ему придется оформлять отпуск без сохранения ­заработной платы.

Одним из условий предоставления учебного отпуска является также и то, что сотрудник успешно осваивает образовательную программу (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ). Однако критериев успешности обучения ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержат. На практике считается, что работник проходит обучение успешно, если за ним нет академических задолженностей и он допущен к сессии, соответственно представил справку-вызов из учебного заведения.

Имейте также в виду, что по общему правилу, если работник обучается по очной форме, то учебный отпуск ему не оплачивается. Если же учеба осуществляется по очно-заочной (вечерней) или заочной форме, то при...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: от переименования должности до награждения

В рамках цикла статей, посвященных вопросам внесения записей в бумажную и электронную трудовые книжки, мы уже разобрали ситуации приема на работу, переводов на работу к тому же работодателю и другому, переименования организации, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности/подчиненности, изменения типа учреждения. Сейчас же рассмотрим: переименование должности (профессии), структурного подразделения (как внутреннего, так и внешнего); присвоение работнику нового разряда, установление иной профессии, специальности, квалификации; награждение (поощрение); работу по совместительству; ситуацию, когда сотрудник подает заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности. Также расскажем, как вносить в бумажную книжку информацию о времени военной и иной установленной службы работника, записи о времени обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров. Узнаете, надо ли сейчас вносить отдельные записи о стаже. Приведем образцы заполнения бумажной трудовой книжки, а также покажем, как в аналогичных случаях следует поступать с данными в отчете по форме СЗВ‑ТД.

Аудит работы с персональными данными

Изменения в законодательстве о персональных данных – повод провести аудит и актуализацию работы с персональными данными в организации. Какие приказы и ЛНА необходимо проверить? Формы каких документов утвердить? Приводим пример из практики работы с личными делами сотрудников с учетом защиты персональных данных. Рассказываем, кого стоит знакомить с личными делами, как это организовать и документировать; как хранить часть документов о работнике вне личного дела (чтобы после увольнения не изымать из него лишнее перед сдачей в архив); сколько и как хранить уведомления и согласия на обработку персданных.

Записи в бумажную и электронную трудовые книжки: переименование организации

Продолжаем цикл статей о внесении записей в трудовую книжку. На этот раз расскажем, как заполнять бумажную трудовую книжку в случае переименования организации. На конкретных примерах рассмотрим ситуации обычного изменения наименования компании, ее реорганизации, смены собственника имущества, изменения подведомственности / подчиненности и пр. Разъясним, как подается СЗВ-ТД в этих случаях (с образцом заполненной формы).

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.