Top.Mail.Ru
Если среди ваших работников есть учащиеся учебных организаций (неважно, получают ли они высшее или только среднее профессиональное образование), вы обязаны предоставить им учебный отпуск, причем часто его еще придется оплатить. Кому полагается такой вид дополнительного отпуска? Какие условия необходимо соблюсти? Какие документы составить? Читайте об этом в материале нашего автора.

Трудовое законодательство содержит гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173–177 ТК РФ). Одной из таких гарантий является дополнительный отпуск, в котором работодатель отказать сотруднику не может. Давайте разберемся, в каких случаях и кому полагается учебный отпуск? Какая должна быть у него продолжительность, в каких ­случаях его нужно оплатить и каким образом оформить?

Кто имеет право на учебный отпуск

Помимо ежегодного оплачиваемого отпуска, работодатель обязан предоставить сотруднику, совмещающему работу с обучением (или только поступающему в учебное заведение), еще и учебный отпуск. Причем в некоторых случаях этот вид дополнительного отпуска предоставляется с сохранением среднего заработка.

Условия, при которых предоставляется учебный отпуск.

1. Работник получает образование соответствующего уровня впервые (ч. 1 ст. 177 ТК РФ). Другими словами, например, отпуск на второе высшее профессиональное образование сотруднику не полагается.

К исключениям можно отнести, во-первых, ситуацию, когда сотрудника, уже имеющего профессиональное образование определенного уровня, направил для получения образования сам работодатель, и это оговорено в трудовом или ученическом договоре, подписанном между работодателем и сотрудником. И, во-вторых, если эта гарантия установлена коллективным договором (см., например, определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 167-О, письмо Минтруда России от 08.11.2013 № 14-1-187).

2. Сотрудник учится по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ). Проверить, имеет ли образовательная организация госаккредитацию, можно в Реестре организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (http://accredreestr.obrnadzor.gov.ru/). Соответствующая информация (реквизиты свидетельства и ведомство, выдавшее его) должна также содержаться в справке-вызове1, которую составляет ­образовательная ­организация и передает учащемуся.

Кстати, и в этом случае работодатель может предоставить учебный отпуск работнику, даже несмотря на отсутствие государственной аккредитации, однако указанная льгота должна быть прописана либо в ­коллективном, либо трудовом договоре (ч. 6 ст. 173, ч. 6 ст. 174, ч. 3 ст. 176 ТК РФ).

3. Для работника, который просит учебный отпуск, ваша компания является основным местом работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ). Если работающий студент трудится на условиях совместительства, то на требуемое для сдачи сессии время ему придется оформлять отпуск без сохранения ­заработной платы.

Одним из условий предоставления учебного отпуска является также и то, что сотрудник успешно осваивает образовательную программу (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ). Однако критериев успешности обучения ни ТК РФ, ни Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержат. На практике считается, что работник проходит обучение успешно, если за ним нет академических задолженностей и он допущен к сессии, соответственно представил справку-вызов из учебного заведения.

Имейте также в виду, что по общему правилу, если работник обучается по очной форме, то учебный отпуск ему не оплачивается. Если же учеба осуществляется по очно-заочной (вечерней) или заочной форме, то при выполнении перечисленных выше условий его нужно будет оплатить (ч. 1 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1, ч. 1 ст. 174, ч. 1 ст. 176 ТК РФ).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что делать с испорченными бланками трудовой книжки и вкладыша?

В каких случаях бланки трудовой книжки и вкладыша в нее считаются испорченными? Кто уполномочен принимать решение об их уничтожении? Когда без создания комиссии по списанию и уничтожению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее не обойтись? Каким образом правильно составить акт об уничтожении и требуются ли дополнительные документы? Какие есть варианты по исправлению записей, если поспешили внести сведения о выданной трудовой книжке или вкладыше в книгу учета их движения, а потом этот бланк оказался испорчен? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Приводим образцы приказа о создании комиссии по списанию и уничтожению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, актов об уничтожении указанных бланков (составленных как комиссионно, так и единолично); примеры заполнения приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них при порче бланков.

Оформляем и получаем телефонограмму

О направлении и приеме телефонограмм многие частные компании уже практически забыли. Однако на госслужбе этот вид деловых коммуникаций используют довольно активно, причем не только в общении между собой, но и с коммерческими организациями. Судебное делопроизводство также предполагает извещение участников судебных процессов при помощи телефонограмм (ч. 1 ст. 133 ГПК РФ, ч. 3 ст. 121 АПК РФ, ч. 1 ст. 96 КАС РФ). Рассказываем, что такое телефонограмма, что придает ей юридическую силу, как ее принять, зарегистрировать и сколько хранить.

Как заверить копию трудовой книжки работника?

Казалось бы, в век цифровых технологий понятие копии трудовой книжки должно бы уйти в прошлое: выписку со сведениями о трудовой деятельности СТД-ПФР можно получить, кликнув пару раз мышкой на портале госуслуг. Но пока в сейфах работодателей хранится хоть одна бумажная трудовая книжка, вопрос правильного оформления ее копии останется актуальным. Объясняем, когда работодатель обязан выдавать копию трудовой книжки работнику, как правильно копировать этот документ (можно ли на 1 странице копии размещать сразу 2 разворота или нужно копировать только по 1 развороту на каждой странице), каким способом скреплять листы копии и в каком месте ставить заверительную надпись, а также как зафиксировать вручение заверенной копии книжки сотруднику. Приводим образцы заявления работника о выдаче копии трудовой книжки и, собственно, отметки о заверении копии (с указанием, где именно ее лучше расположить). Рассказываем про любопытную судебную практику по вопросу о том, какой способ заверения копии считать надлежащим.

Условные обозначения в табеле учета рабочего времени

В прошлом номере мы рассказали, как правильно оформлять табель учета рабочего времени в типичных и нестандартных ситуациях. Теперь поговорим об условных обозначениях, применяемых в табелях по унифицированным формам № Т-12 и № Т-13. Рассмотрим ситуации, когда госкомстатовских обозначений не хватает, например, для перерывов для кормления ребенка, донорского дня, медосмотра и диспансеризации, а также переработок при ненормированном рабочем дне. Приведем образец приказа о дополнении формы табеля учета рабочего времени новыми условными обозначениями, а также удобную таблицу-шпаргалку с кодами.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Как изменится оформление документов по новому ГОСТ

С 1 июля вступил в силу новый ГОСТ с требованиями к оформлению документов. Выясним, как изменились состав реквизитов на приказах и их оформление. В частности: инициалов имени и отчества при адресации документа должностному лицу; адресов электронной почты или номеров телефона / факса в реквизите «адрес»; этикетных фраз; отметок о приложении; реквизита «подпись» при подписании документа лицом, исполняющим обязанности, а также заверении копии документа.