Top.Mail.Ru
Автор рассказывает, как научиться грамотно отказывать кандидату, не подошедшему компании. Даются рекомендации по составлению письма-отказа на стадии получения резюме, а также после собеседования, причем не одного, а нескольких.

Статистика неумолима: абсолютное большинство соискателей, обратившихся в организацию в поисках работы, получают отказ. Чем крупнее и стабильнее организация – тем больше количество желающих в нее устроиться и тем чаще приходится говорить людям «нет». Рассмотрим стандартные ситуации, когда кадровику нужно написать письмо-отказ, в какой форме его подготовить и ­каким образом доставить несостоявшемуся работнику.

Любой соискатель, которому отказали в трудоустройстве, имеет право обратиться к несостоявшемуся работодателю с вопросом «Почему?». Вопрос должен быть задан письменно. В ответ работодатель в течение семи рабочих дней с момента получения запроса должен представить письменный же ответ (ст. 64 ТК РФ). Загвоздка в том, что ответ должен быть написан таким образом, чтобы, даже отправившись в суд, непринятый кандидат не навлек на компанию проблемы.

Отказ на стадии получения резюме

Это самый безобидный в плане отказа диалог между рекрутером и соискателем и одновременно самый редкий. Мало кто из кадровиков реагирует на поток резюме, который обрушивается на отдел кадров при публикации вакансии, и большинство отправителей никогда не получат даже сообщения о том, что резюме доставлено. Если же практика ответа, пусть и шаблонного, входит в hr-политику компании, то он обычно ­направляется в форме электронного письма.

Даже отказа как такового здесь можно избежать, особенно если человек ведет «холодный» поиск работы и предлагает свои услуги организации, которая не публиковала интересующую его вакансию. Гораздо проще и эффективнее дать понять соискателю, что его резюме принято и просмотрено и, как только появится подходящая работа, с ним свяжутся. Тем более что такой подход к поиску персонала эффективен и ­способен ­сэкономить массу времени.

Ответ на присланное резюме в этом случае должен обладать следующими характеристиками:

  • быть нейтральным, что означает: мы не приглашаем вас на работу прямо сейчас, но и не отказываем, не исключая сотрудничества в будущем;
  • быть доброжелательным – нужно поблагодарить соискателя за проявленный к вакансии или компании интерес;
  • быть завершенным, чтобы в голове соискателя напротив названия этой компании появилась галочка – резюме отправлено, получено, просмотрено.

Приведем пример такого ответа.

Пример 1. Электронное письмо в ответ на присланное резюме

Ответ на резюме соискателей – это процесс, который может быть автоматизирован. Многие компании размещают открытые вакансии на своих сайтах, и здесь же находится форма для отправки резюме. Такая форма подразумевает сообщение-ответ на получение файла. Обычно это стандартный текст с благодарностью за обращение в компанию в духе «мы вам позвоним». Рекомендуем дополнить этот формальный ответ подписью представителя компании, иными словами персонализировать его, чтобы у соискателя не было ощущения, что он общается с сайтом-роботом. ­Фамилия ­«живого человека» в конце короткого текста уменьшит это впечатление.

Пример 2. Автоматическое электронное сообщение в ответ на отправку резюме на сайте компании

Отказ на стадии первого собеседования

Самая распространенная ситуация: человек прислал резюме и явился на собеседование к кадровику. Последний, переговорив с соискателем, сделал вывод: он не подходит. На этой стадии рекрутеру пропадать уже нельзя: это непрофессионально и, по крайней мере, невежливо по отношению к кандидату. Положительный или отрицательный, но ответ ­человек получить должен.

В этой ситуации будет достаточно и электронного сообщения. Только, в отличие от предыдущего письма, здесь будет содержаться именно отказ. Все остальное – благодарность за уделенное время, легкий и доброжелательный тон текста и возможность сотрудничества в будущем – остается без изменений. Причин отказа объяснять не нужно, так же как и не ­нужно вводить в текст письма извинений и обильных сожалений по этому поводу.

Пример 3. Электронное письмо-отказ

Обратите внимание: это письмо не может быть признано письменным объяснением отказа в трудоустройстве по следующим причинам:

  • оно прислано по электронной почте, а юридическая сила электронной переписки, по мнению российских судов, весьма эфемерна;
  • оно подписано не работодателем и не уполномоченным принимать работников представителем работодателя, а обычным менеджером по персоналу, а значит, ответом работодателя не является.

Возможно, соискатель в ответ на это письмо потребует настоящего письменного объяснения. Что ж, это его право. О том, как написать ­официальное письмо-отказ, мы поговорим ниже.

Отказ «за секунду» до трудового договора

Пожалуй, это самая неприятная ситуация для обеих сторон. Кандидат успешно прошел первичное собеседование, затем переговорил с руководством и даже проверка службой безопасности уже позади. И тут «сверху» приходит указание: отказать. Причины могут быть какие угодно, а результат один: кадровик должен сообщить соискателю о том, что ­сотрудничество с ним не состоится.

Первое, что обычно делают кадровики в таких случаях – отправляют соответствующее сообщение по электронной почте и только надеются, что оно удовлетворит несостоявшегося коллегу. Как и в предыдущей ситуации, в этом письме не нужны пространные рассуждения и извинения. Достаточно просто озвучить факт: мы не можем предложить вам эту должность.

Письменный запрос об объяснении причин отказа в трудоустройстве, скорее всего, поступит именно в этой ситуации, хотя возможен и в ­предыдущей, когда человек получает отказ после первичного ­собеседования.

Официальное письмо-отказ

Единственное и главное требование к письменному отказу – он должен быть законным. А законные основания отказа в приеме на работу – это, во-первых, отсутствие у соискателя необходимых деловых качеств, а, во-вторых, то, что соискатель относится к категории граждан, прием которых именно на эту вакансию запрещен законодательно. Например, с несовершеннолетним гражданином нельзя заключить договор о полной материальной ответственности, следовательно, на вакансию, подразумевающую заключение такого договора, принять его не получится, каким бы идеальным кандидатом он ни оказался.

Что касается отсутствия необходимых деловых качеств, то при отказе на этом основании недостающие качества нужно четко проговорить и, по возможности, сослаться на документ, в котором описаны ­требования к кандидатам на вакансию.

Письмо-отказ оформляется на бланке организации для писем. Его подписывает генеральный директор или иное должностное лицо, которое уполномочено принимать на работу. Письмо проходит стандартную дело­производственную процедуру для исходящих документов, в ­частности:

  • готовится в двух экземплярах: основном для адресата и визовом, который будет помещен в дело;
  • руководитель подписывает оба экземпляра письма;
  • после подписания письмо проходит регистрацию в общем порядке.

Что касается формы доставки письма адресату, то нужно выбрать такой способ, чтобы в случае суда однозначно можно было доказать: письмо было передано несостоявшемуся работнику лично в руки. К таким способам относится, во-первых, личная передача – человек должен прийти в организацию, получить письмо и расписаться в этом на визовом экземпляре, во-вторых, отправка заказного письма с уведомлением о вручении. Конверт с письмом будет выдан на почте при предъявлении получателем паспорта, а в организацию вернется подтверждение с его подписью. К услугам экспресс-почты прибегать не рекомендуется главным образом из-за того, что не все компании, оказывающие эти услуги, могут подтвердить доставку отправления юридически ­значимым ­документом.

Пример 4. Письмо-отказ в трудоустройстве в ответ на запрос соискателя

Отказать с пользой

Цель рекрутера не только закрыть вакансию, но и сформировать собственную базу данных резюме специалистов в различных областях. Будет ли использоваться этот справочник внутри отдела кадров или собирается исключительно «для себя», поскольку у рекрутера большие планы на собственное профессиональное развитие, не так важно.

Ведь если сегодня мы ничего не можем предложить достойному специалисту в своей области, это не означает, что завтра для него не найдется подходящей работы. И пусть самостоятельным агентом по трудоустройству обычный кадровик из обычной компании в ближайшее время не станет, собственная база данных специалистов в самых разных сферах деятельности еще никому из них не повредила.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Какие отметки ставятся на приказах с грифом «ДСП»

Разбираем, какие организации могут использовать гриф «ДСП» на своих документах, какие нормативные акты следует изучить, если компания помечает документ таким грифом; сколько подлинников документа под грифом «ДСП» можно издавать, как делать копии и указывать их количество; где именно на приказе проставляется отметка и что именно надо писать.

Правила оформления трафаретного текста, анкеты и таблицы

Кадровым специалистам часто приходится оформлять документы, которые идут на стол первому лицу компании и другим топ-менеджерам и впоследствии нередко становятся доказательствами в спорах с работниками или при претензиях проверяющих. Поэтому так важно составлять документы универсально, чтобы читающий сразу понял, о чем речь, сделал верные выводы и принял на основе составленного документа решение. Даем рекомендации по составлению текста-трафарета или текста-анкеты, которые можно использовать для заявлений, уведомлений, заявок и прочих кадровых документов. Предлагаем советы по оформлению таблиц, основанные на ГОСТ. Например, где и как формируются заголовки, подзаголовки, графы и номера; как разделить слишком длинную по горизонтали или вертикали таблицу; как указывать название и номер таблицы; как вносить числовые данные и повторяющиеся значения, выравнивать содержимое ячеек и пр.

Как закон о защите персданных распространяется на архивные документы

Документы с персональными данными находятся под защитой закона о персданных. А что происходит с документами, когда они становятся архивными? Распространяется ли на них указанный закон и если да, то в какой части? Когда документ становится архивным? Как защищаются персональные данные, содержащиеся в таком документе? А как защищаются персданные при ответе архива на запросы граждан, в том числе и за границу? Автор анализирует нормативную базу и отвечает на указанные вопросы.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Заполняем вкладыш к трудовой книжке

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее следует вшить вкладыш. Между тем, несмотря на то, что вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка, при его заполнении возникает множество вопросов, которые автор и рассмотрела в статье. По наиболее интересным моментам мы представляем вам комментарии специалиста Роструда.