Фактический допуск к работе: регламентируем процедуру

Процесс фактического допуска к работе на законодательном уровне до сих пор не отрегулирован. В ТК РФ лишь говорится о последствиях такой ситуации: незаконно допущенному к работе лицу оплачивается фактически отработанное время, а неуполномоченный сотрудник, допустивший к работе, несет материальную ответственность перед работодателем. Остается вопрос, каким образом «легально» осуществить фактический допуск физического лица к работе до оформления трудовых отношений. Рассмотрим аспекты процедуры фактического допуска к работе: что собой представляет фактический допуск, кто имеет право его осуществлять, каким образом отразить этот процесс в локальных нормативных актах и в сознании сотрудников, как уполномоченных принимать кадровые ­решения, так и прочих работников.

В связи с новой редакцией ст. 5.27 КоАП РФ становится особенно актуальным регулирование такого процесса, как фактический допуск нового сотрудника к работе до оформления трудовых отношений. Об этом автор и расскажет в ­статье.

Напомним, что с 1 января 2015 г. ст. 5.27 КоАП РФ была изложена в новой редакции, и в числе вводимых составов правонарушений в ч. 2 статьи было выделено следующее нарушение: фактическое допущение ­сотрудника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем.

Трудовое законодательство подробным образом регламентирует процесс и сроки оформления трудовых отношений с работниками, а вот процесс фактического допуска к работе на законодательном уровне пока никак не отрегулирован. В ст. 67.1 ТК РФ установлены лишь правовые последствия такой ситуации: незаконно допущенному к работе лицу оплачивается фактически отработанное время, а неуполномоченный сотрудник, допустивший к работе, несет материальную ответственность перед работодателем. Остается вопрос, каким образом «легально» осуществить фактический допуск физического лица к работе до оформления трудовых отношений. К тому же введение административной ответственности за фактический допуск к работе неуполномоченным лицом делает ­данный вопрос еще более актуальным.

В данной статье мы рассмотрим аспекты процедуры фактического допуска к работе: что собой представляет фактический допуск к работе, кто имеет право его осуществлять, каким образом отразить этот процесс в локальных нормативных актах и в сознании сотрудников, как ­уполномоченных принимать кадровые решения, так и всех прочих ­сотрудников.

Чем характеризуется фактический допуск к работе?

Для начала необходимо определиться, что представляет собой фактический допуск к работе. Данный вопрос регулярно возникает на ­практике. Рассмотрим его в примерах.

Пример 1

Логистическая фирма доставила в компанию ООО «АсфальтПром» груз сырья. Сотрудники фирмы-перевозчика две недели приходили на склад ООО «Асфальт­Пром» разгружать и сортировать доставленное сырье (выполнение работ по разгрузке доставленного сырья являлось условием договора между ООО «АсфальтПром» и логистической компанией). Может ли идти речь о фактическом допущении этих лиц к работе грузчиками в компании ООО «АсфальтПром»?

В ст. 67.1 ТК РФ идет речь о работодателе, «в интересах которого была выполнена работа». На первый взгляд, разгрузочные работы грузчиками осуществлялись в интересах ООО «АсфальтПром». Но этот «интерес» не являлся для ООО «Асфальт­Пром» по своей сути интересом работодателя, а являлся интересом ООО «Асфальт­Пром» как заказчика услуг в рамках договора с логистической фирмой. По сути, ООО «АсфальтПром» заинтересовано не в конкретных грузчиках, а в выполнении работ по разгрузке сырья. Следовательно, фактического допуска грузчиков к работе в ООО «АсфальтПром» в данной ситуации не происходит.

Возьмем другую распространенную ситуацию – аутстаффинг (аутсорсинг) персонала.

Пример 2

В рамках договора о предоставлении персонала кадровое агентство «Стафф» направило в ООО «АсфальтПром» грузчиков для выполнения работ на складе. Несомненно, в этой ситуации грузчики выполняют работу в интересах ООО «Асфальт­Пром». Но тут уже сложно говорить, что грузчики как работники не представляют интереса для ООО «АсфальтПром». Как раз договором с кадровым агентством предусмотрено, что агентство направляет в ООО «АсфальтПром» сотрудников для выполнения работы в интересах предприятия. Тут можно говорить о том, что грузчики представляют интерес для «АсфальтПром» не в рамках трудовых отношений с самими работниками, а в рамках договора о предоставлении персонала. Опять же фактического допуска к работе в такой ситуации не происходит.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как подготовиться к плановой проверке ГИТ

Любая инспекционная проверка – ​это процедура, которая так или иначе регламентирована законом. Зная ее особенности, можно не только заранее подготовиться к встрече с инспекторами по труду, но и пройти проверку с успехом (насколько это возможно). Основное требование в данном случае – ​знать хотя бы основные моменты такой процедуры и уметь правильно воспользоваться своими знаниями. В статье мы расскажем о плановых проверках государственной инспекции труда (ГИТ) и рассмотрим основные моменты, которые нужно учесть при подготовке к ней. За время пандемии новой коронавирусной инфекции количество обязанностей работодателей только возросло, равно как и количество попыток минимизировать расходы на персонал, чтобы позволить бизнесу выжить в столь нелегких для предпринимательства условиях. Поэтому в скором времени стоит ожидать рост числа штрафов и иных неблагоприятных последствий, связанных с проверками ГИТ. А если ранее ваша организация не подпадала под плановые проверки, риск визита к вам инспекторов тоже увеличивается. Поэтому самое время изучить все, что связано с плановыми проверками, подробнее. Мы вам в этом поможем. Ведь, к счастью, такие проверки можно спрогнозировать и успеть привести свои кадровые дела в порядок. Тем более что для многих организаций пока действует мораторий на плановые проверки.

Как контролировать дистанционного работника?

Режим дистанционной работы стал выходом для многих работодателей в период пандемии коронавируса. Но при массовом переходе на «удаленку» у работодателей возникла проблема контроля за своими работниками. А у тех, кто сохранил данный режим работы для сотрудников в целях экономии на ресурсах компании и по другим причинам, вопросы соблюдения правил внутреннего трудового распорядка стали наиболее острыми. Поддерживать дисциплину труда помогут правильные формулировки трудового договора, которые приводим в статье, а также рекомендации эксперта.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Дистанционная работа: организационная и техническая стороны

В статье описан ценный опыт крупного предприятия по организации дистанционной работы в сжатые сроки, самые удачные решения можно продолжить использовать и сейчас, после окончания «карантина». Расскажем, кого оставить в офисе, а кого перевести на удаленную работу из дома, как это технически реализовать: удаленный доступ к необходимым программам, электронной почте, перевод внутренних и внешних коммуникаций в онлайн. Как при помощи СЭД и иных инструментов продолжить дистанционно выполнять свои задачи? Как сохранить управляемость коллектива и контроль? Этот опыт пригодится тем, кто решит и после истории с COVID-19 часть персонала оставить на «удаленке», воспользовавшись преимуществами этой формы занятости.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Переход на режим неполного рабочего времени

Все большее число предприятий вынуждены в связи с уменьшением объемов производства выбирать между сокращением сотрудников и сокращением их рабочего времени. При этом работодатели, стремящиеся удержать бизнес «на плаву» и сохранить рабочие места путем введения режима неполного рабочего времени, сталкиваются с массой вопросов о том, как провести процедуру в соответствии с нормами законодательства. Одинаков ли порядок введения сокращенного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем и по инициативе администрации предприятия? Какими распорядительными документами следует оформлять новый режим? Как в этом случае должно оплачиваться время труда и отдыха работников? Когда и как предупреждать их о новом порядке работы? Как задокументировать изменение условий трудового договора? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы.