Top.Mail.Ru

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Раньше главным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника была трудовая книжка. В 2020 году появились сведения о трудовой деятельности – ​так называемые электронные трудовые книжки. Но массового отказа от бумажных документов не случилось, привычные трудовые книжки остались у многих работников. Поэтому вопросы, с ними связанные, по-прежнему актуальны для кадровиков. В этой статье разбираем два, по которым в адрес редакции журнала пришло уже несколько запросов в рамках сервиса бесплатных ответов на вопросы подписчиков.

Порядок ответов на вопросы подписчиков журнала см. на сайте delo-press.ru/rules/

У кандидата на руках две и более трудовые книжки

Теоретически у работника может быть только одна трудовая книжка. А на практике встречаются сотрудники с несколькими экземплярами. Одни специально завели дополнительную трудовую книжку, чтобы иметь второе основное место работы. Другие оформили новую трудовую книжку взамен утерянной, а уже потом нашли прежнюю. Причин можно назвать еще много. Что делать работодателю с коллекцией трудовых книжек новичка?

Работодатель может вести только одну трудовую книжку работника. И в ТК РФ, и в Порядке ведения и хранения трудовых книжек 1 (далее – ​Порядок) этот документ упоминается в единственном числе. Поэтому для учета, хранения и внесения записей работодатель должен принять от работника лишь одну из его трудовых книжек.

Однако у трудовой книжки есть и другое важное назначение – ​подтверждение страхового стажа. Он требуется, в частности, для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. СФР считает допустимым учитывать записи о трудовой деятельности для подтверждения страхового стажа из нескольких трудовых книжек 2. Поэтому при подсчете страхового стажа включаем в него сведения и из второй книжки работника. Будьте аккуратны: если периоды работы совпадают по времени, то в стаж учитывается лишь один из них.

Что делать со второй трудовой книжкой после подсчета стажа, СФР не уточняет. Книжку можно оставить на руках у работника. Некоторые работодатели хранят ее у себя вместе с основной, чтобы при необходимости подтвердить правильность исчисления стажа: вдруг работник ее не предоставит вновь.

В любом случае целесообразно получить от работника письменное заявление о том, какую трудовую книжку вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться вторая трудовая книжка (Пример 1).

Аналогичным образом следует поступать, если у сотрудника окажется более двух трудовых.

Пример 1. Заявление работника о приеме к учету трудовой книжки и страхового стажа (при наличии двух и более трудовых книжек)

Кстати, у работника есть способ собрать в одном документе информацию из всех трудовых книжек. Для этого потребуется обратиться в СФР с заявлением о включении сведений о трудовой деятельности за периоды работы до 01.01.2020 в свой лицевой счет. После проверки они будут внесены в раздел «Сведения о трудовой деятельности» согласно записям, содержащимся в трудовой книжке 3.

Напомним, что сейчас в форме СТД-СФР есть табличная форма со сведениями...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие записи внести в трудовую книжку многократно переизбиравшегося гендира, который увольняется

Генеральный директор ООО избран на должность по решению общего собрания учредителей в 2007 году. С руководителем заключен срочный трудовой договор сроком на четыре года. Затем директор неоднократно переизбирался на новый срок. При этом процедура оформления увольнения и приема на работу не проводилась, данные в СФР (ранее – ПФР) не подавались. Записи в трудовую книжку вносились только до 2019 года. Сейчас с ним трудовой договор расторгается. Какие записи надо внести в трудовую книжку с учетом многократного продления полномочий директора?

Заполнение ЕФС-1 для кадровика

С 2023 года в жизнь кадровых и бухгалтерских служб вошел новый отчет «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)». За прошедшее время накопились вопросы, связанные с его оформлением. Рассказываем, когда кадровику нужно заполнять ЕФС-1 и на какие разделы обратить особое внимание. Приводим 14 примеров заполнения документа для различных ситуаций, связанных с кадровыми мероприятиями.

Можно ли внести в трудовую книжку запись о награждении через несколько лет после события (работник отказался от бумажной книжки)?

Сотрудник работал в организации с 2008 по 2020 год. В 2017 году он был награжден работодателем. Запись в трудовую книжку не внесли ни в 2017 году, ни при увольнении. Повторно он принят на работу в 2021 году, предоставил сведения о трудовой деятельности (перешел на электронную трудовую). В 2024 году он обратился с просьбой внести запись о награждении. Можно ли сделать запись сейчас? К какой ответственности могут привлечь работодателя за то, что запись не была внесена ранее?

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Сотрудника уволили по «статье». Как исправить запись в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию»

Сотрудник был уволен «по статье» за прогул с предыдущего места работы. Новый руководитель на предыдущем месте работы готов исправить запись об увольнении в трудовой книжке на «уволен по собственному желанию». Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать такое исправление.

Работодатель потерял трудовую книжку работника

Специального регламента восстановления трудовых книжек, утерянных по вине работодателя, законодательством не установлено. Поэтому специалисты советуют соблюдать порядок, утвержденный для восстановления книжек, утраченных по вине работника. В таком случае сотруднику нужно выдать дубликат. Проанализируем рекомендации Роструда и пошагово расскажем, как действовать в указанной ситуации.

Дубликат трудовой книжки: сложные вопросы оформления

Существуют три ситуации, когда у работодателя возникает необходимость оформлять дубликат трудовой книжки, – если она утеряна, пострадала или в нее была внесена запись, которая в дальнейшем признана недействительной, и работник просит выдать дубликат. Выясним, на основании каких документов могут вноситься записи в дубликат, а также как запросить соответствующие сведения у прежних работодателей.