Создание собственной службы охраны труда… Что это – модное веяние или необходимость? В любом случае, если организация решилась на этот шаг, кадровикам предстоит подготовить кипу документов, рассчитать количество работников службы и подыскать на должности «охранников труда» подходящих сотрудников. Автор статьи подробно расскажет, с чего следует начать и на что обратить внимание при создании нового структурного ­подразделения.
На сегодняшний день вопросам организации охраны труда на предприятиях уделяется большое внимание. И неудивительно, ведь организация охраны труда на предприятии – одна из основных обязанностей работодателя. А при игнорировании этого требования законодательства его могут привлечь к дисциплинарной, административной или даже уголовной ответственности.

Для повышения качества охраны труда разрабатываются и утверждаются государственные и отраслевые нормативные акты. Наиболее важными из них являются:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);
  • Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 г. № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны в организации».

В соответствии со статьей 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации. А на территориях субъектов Российской Федерации – федеральными органами исполнительной власти в области охраны труда в пределах их полномочий.

Управление охраной труда на предприятии осуществляет работодатель (руководитель). Соответственно, на основании статьи 212 ТК РФ руководитель предприятия обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда, а именно:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, применяемых сырья и материалов;
  • обязательное применение только сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соблюдение требований охраны труда на каждом рабочем месте;
  • организацию режима труда и отдыха работников;
  • приобретение и выдачу за счет работодателя сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), а также смывающих и обезвреживающих средств работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • обучение каждого работника безопасным методам и приемам выполнения работ, умению оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему на производстве;
  • проведение инструктажей по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой), а также стажировки на рабочем месте и, как следствие, проверки знаний требований охраны труда у работников и недопущение к работе лиц, которые не прошли в установленном порядке обучение, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах и правильность применения работниками СИЗ;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • организацию проведения обязательных медицинских осмотров (предварительные при приеме на работу; периодические в течение трудовой деятельности, внеочередные и др.) некоторых категорий работников, например, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда, лиц в возрасте до 21 года;
  • недопущение к работе лиц, не прошедших обязательные медицинские осмотры, а также в случае медицинских противопоказаний;
  • информирование работников об условиях труда, о рисках повреждения здоровья, о полагающихся им компенсациях и СИЗ на данном рабочем месте;
  • принятие мер по предотвращению и устранению аварийных ситуаций с целью сохранения здоровья и жизни работников и, в случае необходимости, оказание первой медицинской помощи пострадавшим на производстве;
  • проведение и расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • организацию санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в рамках требований охраны труда, доставки заболевших или пострадавших работников на рабочем месте в медицинское учреждение;
  • допуск должностных лиц, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • неукоснительное выполнение предписаний должностных лиц органов исполнительной власти и лиц государственного надзора и контроля;
  • осуществление обязательного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда (правила, инструкции, положения и др.) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками предприятия органа;
  • приобретение комплекта нормативно-правовых актов по охране труда, учитывая специфику деятельности предприятия (например, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта и др.).

На основании статьи 217 ТК РФ для обеспечения соблюдения требований охраны труда и организации работы по охране труда работодатель создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда, который должен иметь соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Из этой же статьи следует, что служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, когда в штате организации более 50 человек. Ну а если у работодателя нет 50 работников? В данном случае работодатель самостоятельно принимает решение о создании такой службы с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет или лично работодатель, другой уполномоченный работодателем работник организации, или организация (специалист), оказывающая услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору. Здесь важно отметить, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг по охране труда и правила аккредитации устанавливают федеральные органы исполнительной власти субъектов федерации.

Далее рассмотрим основные этапы создания службы охраны труда, ее функции и права работников службы.

Документальное обеспечение и организация деятельности службы охраны труда

Приведем примерный перечень локальных документов, которые регламентируют деятельность службы охраны труда на предприятии:

  • приказ о создании службы охраны труда (см. Пример 1);
  • положение о службе охраны труда. В нем прописываются цели, задачи, функции, права и обязанности службы, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, распределяются функциональные обязанности между...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Судебные расходы в трудовых спорах

В ходе судебного разбирательства стороны обычно несут расходы на ведение дела: оплата государственной пошлины за подачу иска и суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, иные траты. По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако не все работодатели в курсе, что это правило не распространяется на дела с участием граждан, обратившихся за защитой трудовых прав, даже если решение суда будет вынесено не в их пользу (ст. 393 ТК РФ). Согласно нормам трудового законодательства, при обращении в суд по любым трудовым спорам работники освобождаются от уплаты госпошлины и других судебных расходов. Это правило действует на всех стадиях обращения работника в судебные инстанции. Такой подход объясняется тем, что трудящийся считается наиболее уязвимым участником трудовых отношений. А потому ему предоставлены законом различные гарантии и льготы, в том числе и в рамках судебных процессов. В итоге может оказаться, что суд обойдется совсем не дешево. В статье рассказываем о том, всегда ли работники освобождаются от судебных расходов, в т. ч. как быть в ситуации, когда факт трудовых отношений так и не был доказан; может ли взыскавший с работника материальный ущерб работодатель требовать компенсировать ему судебные издержки, а также вправе ли работодатель заявить о взыскании с сотрудника госпошлины, уплаченной при подаче иска о компенсации расходов на обучение. Приводим руководящие постановления Пленума ВС РФ, а также текущую практику судов общей юрисдикции (в ряде вопросов она до сих пор неоднозначна). Разъясняем спорные ситуации, связанные с размерами госпошлины и порядком оплаты экспертизы. Узнаете, почему работодателю придется оплатить стоимость судебной экспертизы, назначенной по инициативе работника, даже если он проиграет в итоге дело.

Законно ли заключать с менеджерами по продажам срочные договоры?

Срочный трудовой договор – ​одна из самых сложных тем для работодателей. Риски тут чуть ли не в каждом вопросе: прием в штат, обоснование срочности, взыскания в период действия и расторжение. Однако заключают их достаточно часто, причем на довольно распространенные позиции. Например, менеджера по продажам в регионе. А ведь это не временная или разовая работа, а регулярный процесс – ​продажи. Законна ли такая схема в принципе, почему ее используют и как расторгать такой договор?

Мировое соглашение в трудовых спорах: в чем выгода и как заключить

Пандемия принесла в трудовые конфликты одну особенность – ​суды стали все чаще настаивать на заключении мировых соглашений. Разберем, что из себя представляет мировое соглашение в трудовом споре с точки зрения процессуального законодательства, какие действия необходимо осуществить для его заключения, а также на конкретных кейсах рассмотрим случаи, когда работодателю намного выгоднее инициировать процедуру заключения мирового соглашения, чем ждать вынесения решения судом.

Работница уходит в отпуск по беременности и родам. Что учесть?

Рано или поздно любой работодатель сталкивается с уходом своих работниц в отпуска по беременности и родам. Чтобы избежать споров с декретницами, проверок трудовой инспекции и штрафов, очень важно правильно все оформить. Рассказываем про последние изменения, связанные с выплатой пособий. Показываем в удобной табличной форме, как правильно посчитать продолжительность такого отпуска. Приводим пошаговый алгоритм его оформления с образцами необходимых документов. А также отвечаем на спорные вопросы, связанные с работой сотрудниц в период открытых больничных; допускаемыми работодателями ошибками в реестре сведений либо в листке нетрудоспособности; отзывом из отпуска по беременности и родам; увольнением в период такого отпуска и взаимоотношениями с работницами, с которыми заключены срочные трудовые договоры.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Переход на режим неполного рабочего времени

Все большее число предприятий вынуждены в связи с уменьшением объемов производства выбирать между сокращением сотрудников и сокращением их рабочего времени. При этом работодатели, стремящиеся удержать бизнес «на плаву» и сохранить рабочие места путем введения режима неполного рабочего времени, сталкиваются с массой вопросов о том, как провести процедуру в соответствии с нормами законодательства. Одинаков ли порядок введения сокращенного рабочего времени по соглашению между работником и работодателем и по инициативе администрации предприятия? Какими распорядительными документами следует оформлять новый режим? Как в этом случае должно оплачиваться время труда и отдыха работников? Когда и как предупреждать их о новом порядке работы? Как задокументировать изменение условий трудового договора? Вы найдете ответы на эти и другие вопросы.