Top.Mail.Ru
Многим работникам по закону положена спецодежда, спецобувь и другие средст­ва индивидуальной защиты. Причем обеспечить ее выдачу, хранение, уход за ней и ремонт должен именно работодатель. На вашем предприятии этого не делается? Напрасно. Ведь помимо административного наказания вы можете столкнуться с тем, что работники вполне обоснованно не выйдут на работу.

Данная статья продолжает цикл материалов по охране труда. И в этом номере мы поговорим о средствах индивидуальной защиты (СИЗ): что это такое, кому они положены, за чей счет они приобретаются, как вести их учет и т.д.

Итак, согласно статье 221 ТК РФ СИЗ бесплатно выдаются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда1. Такие же гарантии предусмотрены для лиц, выполняющих работу в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Основной функцией средств индивидуальной защиты является предотвращение или уменьшение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов.

Средства индивидуальной защиты включают:

  • костюмы изолирующие (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры);
  • средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели, пневмошлемы, пневмомаски, пневмокуртки);
  • одежду специальную защитную (тулупы, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплащи, халаты, костюмы куртки, рубашки, брюки, шорты, комбинезоны, полукомбинезоны, жилеты, платья, сарафаны, блузки, юбки, фартуки, наплечники);
  • средства защиты ног (сапоги, сапоги с удлиненным или укороченным голенищем, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, бахилы, галоши, боты, тапочки (сандалии), унты, чувяки, щитки, ботфорты, наколенники, портянки);
  • средства защиты рук (рукавицы, перчатки, полуперчатки, напальчники, наладонники, напульсники, нарукавники, налокотники);
  • средства защиты головы (каски защитные, шлемы, подшлемники, шапки, шляпы, накомарники, косынки, колпаки);
  • средства защиты глаз (очки защитные);
  • средства защиты лица (щитки защитные лицевые);
  • средства защиты органа слуха (противошумные шлемы, противошумные вкладыши, противошумные наушники);
  • средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства (предохранительные пояса, тросы, ручные захваты, манипуляторы, наколенники, налокотники, наплечники);
  • средства дерматологические защитные (защитные и репаративные средства, очистители кожи);
  • средства защиты комплексные.

Правовая база

Основной документ, который обязывает работодателей в установленном порядке обеспечивать своих работников СИЗ, – разумеется, Трудовой кодекс, а именно – статьи 4, 212, 214, 215, 221, 229.2 и т.д.

Порядок выдачи, хранения, использования СИЗ предусмотрен Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (утверждены постановлением Минтруда РФ от 18.12.1998 г. № 51 (с последними изменениями от 03.02.2004 г. № 7) (далее – Правила выдачи СИЗ).

Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников осуществляется на основании Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее – Типовые отраслевые нормы). Типовые нормы СИЗ – различные для каждой отрасли и утверждаются отдельными нормативными правовыми актами (см. Таблицу 1).

Общие типовые нормы для всех отраслей экономики (Приложение к постановлению Минтруда от 30.12.1997 г. № 69, с изменениями от 17.12.2001 г.) содержат перечень видов спецодежды и других СИЗ, которые предусмотрены для сквозных должностей и профессий.

Также существуют Госстандарты, требованиям которых должны соответствовать средства защиты:

  • ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ «Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»;
  • ГОСТ 12.4.115 CCБТ «Средства индивидуальной защиты работающих. Общие требования к маркировке».

Таблица 1. Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих отраслевые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно рассчитать норму рабочих часов при суммированном учете

На конкретных примерах показываем, как посчитать норму рабочих часов сотруднику на полставки, при установлении работнику неполного рабочего времени, индивидуально, как скорректировать норму рабочих часов в случае предоставления работнику дополнительного оплачиваемого отпуска. Объясняем с учетом позиций Роструда, Минтруда России и судов, почему на практике есть 2 варианта для уменьшения нормы часов в учетном периоде, если работник отсутствовал на работе в соответствии с законодательством, какой вариант в какой ситуации предпочтительнее. Даем образец приказа об утверждении нормы часов для разных категорий работников.

Особенный режим работы – гибкое рабочее время

Показываем на конкретных примерах, в чем особенность гибкого режима рабочего времени и как его на практике отличить от других режимов. Почему для сотрудников, которым установлено гибкое рабочее время, важно обеспечить точный учет отработанного времени. Когда при гибком режиме имеет смысл установить суммированный учет рабочего времени. Как описать такой режим в трудовом договоре (с образцами формулировок).

Что делать, если произошел несчастный случай: советы практика

Какие ситуации относятся к несчастным случаям? Что должен предпринять работодатель, когда произошел несчастный случай? Автор-практик дает рекомендации, исходя из собственного опыта, в том числе как поступить, если работодатель (его представитель) не был очевидцем происшествия и пока не понятно, относится происшествие к несчастному случаю или нет. Читайте о том, кого уведомить, в какие сроки, по какой форме, как создать комиссию по расследованию и кто должен проводить расследование, если несчастный случай произошел не на территории работодателя. Снабжаем образцами необходимых документов.

Как повысить зарплату, если МРОТ увеличился

С 01.01.2025 в очередной раз повышен федеральный МРОТ – до 22 440 рублей. Разбираем, в чем отличие федерального МРОТ от регионального, что нужно сравнивать с МРОТ – оклад, зарплату с премиями, надбавками и доплатами, какие составные части оплаты труда начисляются сверх МРОТ, как документально оформить повышение зарплаты, если она оказалась ниже МРОТ.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.