Top.Mail.Ru

Самопроверка: наиболее распространенные кадровые нарушения

С нарастанием кризисных явлений в экономике во многих организациях растет напряженность в трудовых отношениях. Одно из последствий, к которым это может привести, – направление работниками жалоб в контролирующие органы. Для предотвращения возможных наказаний отделу кадров необходимо проводить периодические проверки деятельности организации на предмет соответствия действующему законодательству. Мы рассмотрели наиболее важные аспекты трудовых отношений и кадрового делопроизводства, на которые следует обратить внимание, а также указали на некоторые часто встречающиеся нарушения трудового права, выявляемые в ходе подобного аудита.
Наказания за выявленные контролирующими органами нарушения действующего законодательства о труде и об охране труда могут быть достаточно серьезными: КоАП РФ предусматривает финансовые санкции, кроме того, возможно административное приостановление деятельности, которое может привести к значительным убыткам. Отдельные виды нарушений могут повлечь и уголовную ответственность. Предотвратить возможные наказания и проверить соответствие деятельности организации нормам законодательства помогает периодический аудит трудовых отношений и отношений в сфере охраны труда. В данной статье мы рассмотрели наиболее важные аспекты трудовых отношений и кадрового делопроизводства, на которые следует обратить внимание при проведении проверки, а также указали на некоторые часто встречающиеся нарушения трудового права, выявляемые в ходе подобного аудита.

Оформление приема на работу

Прием нового сотрудника – один из ключевых моментов кадровой работы, требующий надлежащего документального сопровождения. Согласно ст. 64 ТК РФ необоснованный отказ в заключении трудового договора запрещен. При наличии соответствующих вакансий единст венным основанием для отказа в приеме на работу является несоответствие деловых качеств претендента требованиям работодателя, предъявляемым к должности. Под деловыми качествами понимается способность работника эффективно выполнять трудовую функцию с учетом его профессиональных (наличие определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли)1. При этом по требованию лица, которому было отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме, и этот отказ может быть обжалован в суд. Поэтому в организации должно быть необходимое документальное обоснование, позволяющее такой отказ оформить. Для этих целей принято использовать штатное расписание (в части квалификации работника), должностные инструкции, положения о структурных подразделениях. Значительно облегчает работу оформление инициатором поиска нового сотрудника (руководителем структурного подразделения) заявки, содержащей основные требования к кандидату.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета (военный билет, приписное удостоверение) – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний (дипломы, сертификаты и т.п.) – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Как правило, все предъявленные документы копируются работниками кадровых служб. При этом необходимо понимать, что на стадии, предшествующей заключению трудового договора, сбор и систематизация персональных данных возможны только с согласия кандидата2. На данном этапе или при приеме на работу от соискателя зачастую требуют дополнительных документов (свидетельство о регист рации по месту жительства, рекомендации с предыдущих мест работы, ИНН и т.п.), что является нарушением действующего законодательства. Такие документы предоставляются работником в добровольном порядке. Письменное заявление соискателя может подтвердить его согласие на сбор и использование дополнительной информации.

Другое распространенное нарушение порядка приема на работу связано с проведением медицинских осмотров сотрудников. Как показывает практика, в большинстве организаций отсутствуют списки должностей, на которые работники принимаются только после предварительного медицинского осмотра, а на многих предприятиях такие списки установлены произвольно, без учета требований законодательства. Согласно действующим нормативным актам обязательному медицинскому осмотру при приеме на работу подлежат лица в возрасте до восемнадцати лет (ст. 69, 266 ТК РФ), спортсмены (ст. 348.3 ТК РФ), работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений (ч. 2 ст. 213 ТК РФ), работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 г. № 83 (ред. от 16.05.2005 г.).

При фактическом допущении нового сотрудника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня, когда работник приступил к исполнению должностных обязанностей. Договор должен быть составлен в двух экземплярах и подписан работником и полномочным представителем работодателя. Этот документ является одним из «узких мест» кадрового делопроизводства. В соответствии со ст. 67 ТК РФ получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя. Данная норма понимается работодателями неоднозначно. На наш взгляд, это означает, что кроме подписи работника на экземпляре, хранящемся у работодателя, должна стоять собственноручно сделанная сотрудником надпись: «Трудовой договор на руки получил» и дата передачи договора. Особое внимание следует обратить на положения трудового и коллективного договоров и локальных нормативные актов организации, в которых не должны содержаться условия, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными нормами законодательства. Сознательные нарушения работодателей при...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно рассчитать норму рабочих часов при суммированном учете

На конкретных примерах показываем, как посчитать норму рабочих часов сотруднику на полставки, при установлении работнику неполного рабочего времени, индивидуально, как скорректировать норму рабочих часов в случае предоставления работнику дополнительного оплачиваемого отпуска. Объясняем с учетом позиций Роструда, Минтруда России и судов, почему на практике есть 2 варианта для уменьшения нормы часов в учетном периоде, если работник отсутствовал на работе в соответствии с законодательством, какой вариант в какой ситуации предпочтительнее. Даем образец приказа об утверждении нормы часов для разных категорий работников.

Особенный режим работы – гибкое рабочее время

Показываем на конкретных примерах, в чем особенность гибкого режима рабочего времени и как его на практике отличить от других режимов. Почему для сотрудников, которым установлено гибкое рабочее время, важно обеспечить точный учет отработанного времени. Когда при гибком режиме имеет смысл установить суммированный учет рабочего времени. Как описать такой режим в трудовом договоре (с образцами формулировок).

Что делать, если произошел несчастный случай: советы практика

Какие ситуации относятся к несчастным случаям? Что должен предпринять работодатель, когда произошел несчастный случай? Автор-практик дает рекомендации, исходя из собственного опыта, в том числе как поступить, если работодатель (его представитель) не был очевидцем происшествия и пока не понятно, относится происшествие к несчастному случаю или нет. Читайте о том, кого уведомить, в какие сроки, по какой форме, как создать комиссию по расследованию и кто должен проводить расследование, если несчастный случай произошел не на территории работодателя. Снабжаем образцами необходимых документов.

Как повысить зарплату, если МРОТ увеличился

С 01.01.2025 в очередной раз повышен федеральный МРОТ – до 22 440 рублей. Разбираем, в чем отличие федерального МРОТ от регионального, что нужно сравнивать с МРОТ – оклад, зарплату с премиями, надбавками и доплатами, какие составные части оплаты труда начисляются сверх МРОТ, как документально оформить повышение зарплаты, если она оказалась ниже МРОТ.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.