Top.Mail.Ru
Курьер может понадобиться для отправки документов не только в сторонние организации, но и между подразделениями собственной филиальной сети. Если таких разъездов много, то в компании нужна своя курьерская служба. Автор предлагает подробную инструкцию по формированию отдела курьерской доставки, по ­регламентации обязанностей курьеров и организации режима их работы.

Как организовать доставку и получение документов в сторонние организации, на почту и между своими удаленными друг от друга подразделениями? Как в этом потоке не потерять ценные документы либо найти виновника пропажи? В статье приведены образцы форм заявок инициаторов перевозки документов, регистрационных журналов и памятки для курьеров (с описанием их стандартного поведения, а также в сложных случаях). Объяснено, как организовать ­курьерскую службу в структуре организации.

Курьер – профессия на все времена. Всегда существовали люди, доставляющие не только обычную почту, но и сверхсрочные и ценные, секретные депеши. И сейчас, несмотря на технические возможности компьютеров, распространение интернета и внедрение электронного ­документооборота, во многих организациях без курьеров не ­обойтись.

Перед любой организацией (маленькой или большой) периодически встает вопрос о доставке и получении корреспонденции. Это могут быть документы сторонних организаций или структурных подразделений вашей компании, расположенных удаленно друг от друга. От того, насколько грамотно будет организована работа курьерской службы, ­зависит ­скорость работы самой компании.

Оцениваем потребности

Для начала нужно оценить, о каком количестве доставляемых курьерами документов идет речь в расчете на один день (в среднем). Во-вторых, как часто необходимо передавать документы. И, в-третьих, оценить ­состав и удаленность адресов доставки.

Если организация имеет небольшой документооборот, то работу по доставке и получению корреспонденции может осуществлять либо один ­курьер, либо водитель, совмещающий обязанности ­курьера.

Если организация имеет большой документооборот, то в компании создается курьерская служба, которая обычно входит в состав службы документационного обеспечения управления (например, канцелярия). Хотя порой курьеров ­относят и к административно-хозяйственному подразделению.

Создание курьерской службы начинается с проработки вопросов получения и отправления документов. Вот распространенные потребности, ­которые вам нужно осознать:

  1. получение документов:
    • документы поступают на юридический и почтовый адрес организации в отделения «Почты России», откуда их нужно забирать. Если у вас группа компаний, то таких адресов будет более двух;
    • документы необходимо получать в сторонних организациях;
  2. отправление документов:
    • отправление документов через «Почту России»;
    • отправление и доставка документов собственными силами в сторонние организации напрямую адресатам (наиболее ценных и ­срочных документов);
  3. обмен документами между структурными подразделениями, находящимися на удалении;
  4. количество документов, курсирующих по всем направлениям, которые приходится возить самим, частота и срочность передачи документов.

И только проработав все вопросы, можно увидеть картину, которая позволит вам определить численность курьерской службы, грамотно распределить должностные обязанности и сроки выполнения.

Организация работы своих пеших курьеров и водителей

Организацию работы курьеров в соответствующей службе можно разделить на три направления – получение и доставка корреспонденции:

  • между своими структурными подразделениями, расположенными на удалении;
  • в сторонние организации;
  • в отделения «Почты России».

Курьерская доставка документов между удаленными подразделениями

Для обмена документами между удаленными структурными подразделениями, но в рамках одного населенного пункта обычно достаточно одного пешего курьера (при числе удаленных офисов не более трех), а в случае необходимости перевозки тяжелых грузов из офиса в офис периодически привлекают водителя-курьера или водителя руководителя подразделения. Пеший курьер хорош тем, что оперативно, пользуясь городским транспортом, доставит корреспонденцию, в т.ч. и срочную. Водитель-курьер нужен в случае транспортировки ­тяжелых или особо ценных грузов, а также если места доставки значительно удалены друг от друга.

Первое, с чего необходимо начать отделу кадров, это с разработки Графика работы курьера. Он отражает время приезда и отъезда курьера из офисов, ­время и место ожидания. График разъездов должен быть реальным, апробированным на практике и выложен для информации сотрудникам компании. Наличие графика (Пример 1) позволит сотрудникам планировать передачу своих документов в другие офисы, а также понимать, в какое время они окажутся у получателя.

Практика показала, что при режиме работы организации с 9:00, предпочтительно, если курьер будет начинать свою работу попозже, например с 10:00. Тогда у сотрудников будет шанс успеть «донести» документы утром.

Пример 1. График работы курьера, осуществляющего доставку и получение корреспонденции между офисами компании .1

При необходимости срочной доставки документов маршрут курьера корректируется.

При разработке графика работы водителя-курьера важно учитывать пробки на дорогах (особенно в крупных городах и с расположением ­офисов в центре и разных частях города).

Часто бывает так, что, даже зная о графике передвижения курьера, коллеги в последний момент просят задержать его до готовности какой-то важной «бумаги». Можно пойти навстречу, но желательно прописать в локальном акте, что это допустимо в исключительных случаях, чтобы это не вошло в привычку. Такие задержки сдвигают график доставки ­остальной корреспонденции, сроки которой могут быть не менее важны.

Второй документ, который вам поможет, называется Журнал курьерской работы (показан в Примере 2). Неважно, как вы его назовете, главное, чтобы он был в каждом офисе и курьер вписывал в него ­время ­своего ­приезда и отъезда.

Журнал должен быть на контроле у сотрудника, принимающего документы от курьера. Как правило, это работник канцелярии, секретарь или помощник руководителя (в каждом офисе такой человек должен быть назначен, к нему будет приезжать курьер, к нему же будут обращаться сотрудники офиса для отправки своих документов. Такой человек в головном офисе может выполнять еще и функцию куратора всех курьеров – он будет их руководителем). С помощью журнала можно увидеть затраченное время на поездки из офиса в офис и понять, насколько курьер ­загружен, не ­использует ли он рабочее время по своему усмотрению.

В локальном акте следует также прописать обязанность ответственного лица проверять журналы поездок курьера. Это нужно делать не только для контроля его работы, но и для более эффективного планирования маршрута. Например, если по графику ему отводится час, чтобы доехать до следующего офиса, а по факту он тратит на поездку полчаса, то необходимо ­скорректировать график разъездов для...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как правильно рассчитать норму рабочих часов при суммированном учете

На конкретных примерах показываем, как посчитать норму рабочих часов сотруднику на полставки, при установлении работнику неполного рабочего времени, индивидуально, как скорректировать норму рабочих часов в случае предоставления работнику дополнительного оплачиваемого отпуска. Объясняем с учетом позиций Роструда, Минтруда России и судов, почему на практике есть 2 варианта для уменьшения нормы часов в учетном периоде, если работник отсутствовал на работе в соответствии с законодательством, какой вариант в какой ситуации предпочтительнее. Даем образец приказа об утверждении нормы часов для разных категорий работников.

Особенный режим работы – гибкое рабочее время

Показываем на конкретных примерах, в чем особенность гибкого режима рабочего времени и как его на практике отличить от других режимов. Почему для сотрудников, которым установлено гибкое рабочее время, важно обеспечить точный учет отработанного времени. Когда при гибком режиме имеет смысл установить суммированный учет рабочего времени. Как описать такой режим в трудовом договоре (с образцами формулировок).

Что делать, если произошел несчастный случай: советы практика

Какие ситуации относятся к несчастным случаям? Что должен предпринять работодатель, когда произошел несчастный случай? Автор-практик дает рекомендации, исходя из собственного опыта, в том числе как поступить, если работодатель (его представитель) не был очевидцем происшествия и пока не понятно, относится происшествие к несчастному случаю или нет. Читайте о том, кого уведомить, в какие сроки, по какой форме, как создать комиссию по расследованию и кто должен проводить расследование, если несчастный случай произошел не на территории работодателя. Снабжаем образцами необходимых документов.

Как повысить зарплату, если МРОТ увеличился

С 01.01.2025 в очередной раз повышен федеральный МРОТ – до 22 440 рублей. Разбираем, в чем отличие федерального МРОТ от регионального, что нужно сравнивать с МРОТ – оклад, зарплату с премиями, надбавками и доплатами, какие составные части оплаты труда начисляются сверх МРОТ, как документально оформить повышение зарплаты, если она оказалась ниже МРОТ.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.