Любая инспекционная проверка – ​это процедура, которая так или иначе регламентирована законом. Зная ее особенности, можно не только заранее подготовиться к встрече с инспекторами по труду, но и пройти проверку с успехом (насколько это возможно). Основное требование в данном случае – ​знать хотя бы основные моменты такой процедуры и уметь правильно воспользоваться своими знаниями. В статье мы расскажем о плановых проверках государственной инспекции труда (ГИТ) и рассмотрим основные моменты, которые нужно учесть при подготовке к ней. За время пандемии новой коронавирусной инфекции количество обязанностей работодателей только возросло, равно как и количество попыток минимизировать расходы на персонал, чтобы позволить бизнесу выжить в столь нелегких для предпринимательства условиях. Поэтому в скором времени стоит ожидать рост числа штрафов и иных неблагоприятных последствий, связанных с проверками ГИТ. А если ранее ваша организация не подпадала под плановые проверки, риск визита к вам инспекторов тоже увеличивается. Поэтому самое время изучить все, что связано с плановыми проверками, подробнее. Мы вам в этом поможем. Ведь, к счастью, такие проверки можно спрогнозировать и успеть привести свои кадровые дела в порядок. Тем более что для многих организаций пока действует мораторий на плановые проверки.

Когда придут с проверкой?

Название вида проверки – ​плановая – ​говорит само за себя. Это значит, что такие проверки проходят по заранее сформированному плану, с определенной периодичностью, которую необходимо знать работодателю.

До 2018 года плановые проверки производились в отношении работодателей с единой периодичностью (1 раз в три года) независимо от того, о какой организации шла речь (большой производственный завод с вредными условиями труда или небольшая «офисная» компания). Однако с 2018 года в отношении плановых проверок применяется риск-ориентированный подход. Он представляет собой систему, при которой каждой организации для осуществления государственного контроля того или иного органа присваивается определенная категория риска. И чем выше эта категория риска, тем чаще в отношении компании должны производиться плановые проверки.

Поэтому первая задача работодателя – ​выяснить, к какой категории риска относится его организация (если эта информация еще не известна). Ведь такие правила действуют в отношении и плановых проверок ГИТ. В зависимости от того, какая категория риска присвоена работодателю, нужно определить периодичность плановых проверок по следующим показателям:

Порядок (формула) определения категории риска для работодателей определен постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 1. Категория присваивается в зависимости от следующих факторов:

  • специфика деятельности организации;
  • численность работников организации;
  • наличие фактов привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (и в особенности в части оплаты труда);
  • наличие за прошлый период несчастных случаев на производстве (легких, тяжелых, со смертельным исходом).

Если вы еще до сих пор не определили для себя вашу категорию риска, настоятельно рекомендуем это сделать сейчас (по формуле, определенной Постановлением Правительства № 875).

Кроме того, на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юридических лицах или ИП, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Таким образом, проверить, отнесена ли ваша компания к категории высокого или значительного риска, возможно через этот официальный источник.

Если работодатель не согласен с категорией риска, которая ему была присвоена, есть возможность оспорить решение о ее присвоении. Это возможно, если используя имеющиеся у вас данные и произведя расчет по формулам, определенным Постановлением Правительства № 875, вы получите иные результаты.

На основании присвоенной категории риска происходит формирование ежегодного плана проверок.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определены постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 2. Рекомендуем ознакомиться с полным текстом данного документа.

План проверок формируется и согласовывается по определенной процедуре, которая описана в Постановлении Правительства РФ № 489. В конечном итоге генпрокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок (по всем инспекционным органам) и размещает его на официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Кроме того, план проверок конкретного инспекционного органа можно посмотреть на его официальном...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

В связи с пандемией нового коронавируса был введен мораторий на проведение проверок до конца года, но только для субъектов малого и среднего предпринимательства. К тому же в некоторых случаях проверки все равно состоятся. Расскажем о проверках соблюдения трудового законодательства, основанных на так называемом риск-ориентированном подходе, которые проводят уже два с лишним года. Рассмотрим, что представляет собой такой подход, как он работает на практике и почему с его появлением радикально изменилось количество проверок и выявленных нарушений.

Утверждаем локальный нормативный акт

Структура и содержание локальных нормативных актов обусловлены двумя ключевыми параметрами: вопросами, которые должны быть урегулированы с их принятием, и спецификой деятельности организации. Однако есть и общие моменты, которые нужно соблюдать при их разработке, визировании проектов и ­утверждении. ­Выясним процедуру принятия ЛНА и ознакомления с ними.

Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства

Правительство предоставляет льготы для малого бизнеса. Значительная их доля связана с послаблениями в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Но чтобы воспользоваться такими льготами, надо выполнить ряд условий. Как узнать, подпадаете ли вы под эти льготы? Какие требования необходимо соблюсти? На что может рассчитывать работодатель – ​субъект малого бизнеса? Действует ли в отношении него мораторий на проверки? Как заполнить заявление об исключении организации из плана проверок ГИТ? Можно ли попросить трудовую инспекцию заменить штраф предупреждением? Поговорим об этих и других преимуществах небольших организаций-работодателей.

Риск-ориентированный подход при проведении трудовых проверок

В связи с пандемией нового коронавируса был введен мораторий на проведение проверок до конца года, но только для субъектов малого и среднего предпринимательства. К тому же в некоторых случаях проверки все равно состоятся. Расскажем о проверках соблюдения трудового законодательства, основанных на так называемом риск-ориентированном подходе, которые проводят уже два с лишним года. Рассмотрим, что представляет собой такой подход, как он работает на практике и почему с его появлением радикально изменилось количество проверок и выявленных нарушений.

Утверждаем локальный нормативный акт

Структура и содержание локальных нормативных актов обусловлены двумя ключевыми параметрами: вопросами, которые должны быть урегулированы с их принятием, и спецификой деятельности организации. Однако есть и общие моменты, которые нужно соблюдать при их разработке, визировании проектов и ­утверждении. ­Выясним процедуру принятия ЛНА и ознакомления с ними.

Льготы для работодателей – субъектов малого (среднего) предпринимательства

Правительство предоставляет льготы для малого бизнеса. Значительная их доля связана с послаблениями в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Но чтобы воспользоваться такими льготами, надо выполнить ряд условий. Как узнать, подпадаете ли вы под эти льготы? Какие требования необходимо соблюсти? На что может рассчитывать работодатель – ​субъект малого бизнеса? Действует ли в отношении него мораторий на проверки? Как заполнить заявление об исключении организации из плана проверок ГИТ? Можно ли попросить трудовую инспекцию заменить штраф предупреждением? Поговорим об этих и других преимуществах небольших организаций-работодателей.