Top.Mail.Ru
Любая инспекционная проверка – ​это процедура, которая так или иначе регламентирована законом. Зная ее особенности, можно не только заранее подготовиться к встрече с инспекторами по труду, но и пройти проверку с успехом (насколько это возможно). Основное требование в данном случае – ​знать хотя бы основные моменты такой процедуры и уметь правильно воспользоваться своими знаниями. В статье мы расскажем о плановых проверках государственной инспекции труда (ГИТ) и рассмотрим основные моменты, которые нужно учесть при подготовке к ней. За время пандемии новой коронавирусной инфекции количество обязанностей работодателей только возросло, равно как и количество попыток минимизировать расходы на персонал, чтобы позволить бизнесу выжить в столь нелегких для предпринимательства условиях. Поэтому в скором времени стоит ожидать рост числа штрафов и иных неблагоприятных последствий, связанных с проверками ГИТ. А если ранее ваша организация не подпадала под плановые проверки, риск визита к вам инспекторов тоже увеличивается. Поэтому самое время изучить все, что связано с плановыми проверками, подробнее. Мы вам в этом поможем. Ведь, к счастью, такие проверки можно спрогнозировать и успеть привести свои кадровые дела в порядок. Тем более что для многих организаций пока действует мораторий на плановые проверки.

Когда придут с проверкой?

Название вида проверки – ​плановая – ​говорит само за себя. Это значит, что такие проверки проходят по заранее сформированному плану, с определенной периодичностью, которую необходимо знать работодателю.

До 2018 года плановые проверки производились в отношении работодателей с единой периодичностью (1 раз в три года) независимо от того, о какой организации шла речь (большой производственный завод с вредными условиями труда или небольшая «офисная» компания). Однако с 2018 года в отношении плановых проверок применяется риск-ориентированный подход. Он представляет собой систему, при которой каждой организации для осуществления государственного контроля того или иного органа присваивается определенная категория риска. И чем выше эта категория риска, тем чаще в отношении компании должны производиться плановые проверки.

Поэтому первая задача работодателя – ​выяснить, к какой категории риска относится его организация (если эта информация еще не известна). Ведь такие правила действуют в отношении и плановых проверок ГИТ. В зависимости от того, какая категория риска присвоена работодателю, нужно определить периодичность плановых проверок по следующим показателям:

Порядок (формула) определения категории риска для работодателей определен постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 1. Категория присваивается в зависимости от следующих факторов:

  • специфика деятельности организации;
  • численность работников организации;
  • наличие фактов привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (и в особенности в части оплаты труда);
  • наличие за прошлый период несчастных случаев на производстве (легких, тяжелых, со смертельным исходом).

Если вы еще до сих пор не определили для себя вашу категорию риска, настоятельно рекомендуем это сделать сейчас (по формуле, определенной Постановлением Правительства № 875).

Кроме того, на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юридических лицах или ИП, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков. Таким образом, проверить, отнесена ли ваша компания к категории высокого или значительного риска, возможно через этот официальный источник.

Если работодатель не согласен с категорией риска, которая ему была присвоена, есть возможность оспорить решение о ее присвоении. Это возможно, если используя имеющиеся у вас данные и произведя расчет по формулам, определенным Постановлением Правительства № 875, вы получите иные результаты.

На основании присвоенной категории риска происходит формирование ежегодного плана проверок.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определены постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 2. Рекомендуем ознакомиться с полным текстом данного документа.

План проверок формируется и согласовывается по определенной процедуре, которая описана в Постановлении Правительства РФ № 489. В конечном итоге генпрокуратура формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок (по всем инспекционным органам) и размещает его на официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Кроме того, план проверок конкретного инспекционного органа можно...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Когда можно провести служебную проверку сотрудника со сменным режимом работы?

Работнику установлен сменный режим работы. В какое время сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка (процедура предусмотрена в ЛНА), можно пригласить на комиссию по проведению проверки?

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

К чему готовиться работодателям в 2023 году?

Прошлый 2022 год был богат на события. Работодатели испытали сразу несколько шоковых ситуаций. Помимо изначально запланированных масштабных законодательных изменений, например, касающихся охраны труда, были и многочисленные не предвиденные заранее, с которыми кадровикам пришлось работать в авральном режиме. Наш журнал попросил экспертов подвести итоги года и рассказать, на какие нововведения в кадровой сфере нужно обратить внимание уже с начала 2023 года, а также какие тренды на рынке труда будут преобладать. Мы обсудили электронный кадровый документооборот, объединение ПФР и ФСС России, трудовые отношения с иностранными работниками, мобилизацию, ожидаемые проверки работодателей, назревающие судебные споры с работниками, цифровизацию в подборе и оценке кандидатов, возможности профессионального роста HR-специалистов. А теперь делимся с вами экспертными мнениями.