Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в любой сфере трудовых отношений отдает приоритет актам международного права (в частности, международным договорам Российской Федерации) над любыми российскими нормативно-правовыми актами, включая и сам ТК РФ. Знание основных положений ключевых международных договоров в сфере труда необходимо не только работодателям, которые обязаны следовать принципам и нормам того или иного договора в силу его ратификации нашим государством, но и работнику, который может использовать их для защиты своих трудовых прав, в том числе в судебном порядке.
Международные договоры Российской Федерации, образуя правовую основу межгосударственных отношений, являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества. Как часть мирового сообщества, Россия не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права. Ммеждународные правовые акты, признанные нашим государством приобретают обязательную юридическую силу, находят свое отражение во внутригосударственной правоприменительной практике, становятся частью национального законодательства.Трудовой кодекс Российской Федерации, вторя положению п. 4 ст. 15 Конституции РФ, отдает приоритет актам международного права, в частности, международным договорам Российской Федерации, над любыми российскими нормативно-правовыми актами.
Фрагмент документа
Статья 10 Трудового кодекса Российской Федерации
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора».
Таким образом, роль международных нормативных актов в области трудовых отношений в нашей стране трудно переоценить: ведь нередко именно ими, а не российским законодательством о труде в первую очередь руководствуется суд, вынося решение по тому или иному трудовому спору.
Из содержания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. № 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует: если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ).
В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленумом Верховного Суда РФ было принято постановление от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Международным договорам РФ также посвящен специальный нормативно-правовой акт – Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». Согласно преамбуле к данному закону международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Знание международных документов в сфере трудовых отношений может сослужить хорошую службу как работодателю, стремящемуся защитить свои интересы, так и работнику, желающему отстоять свое право на труд, в том числе в судебном порядке. Однако для этого необходимы хотя бы минимальные представления о международных соглашениях, кроме того, нужно учесть, что применению в Российской Федерации подлежат лишь те из них, которые были приняты нашей страной путем ратификации, утверждения, принятия или присоединения (далее – ратификация).
Фрагмент документа
Подп. «б» ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»
«б) «ратификация», «утверждение», «принятие» и «присоединение» означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора».
Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового. Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации четкая структура видов международных договоров отсутствует. Из действующих на сегодняшний день в России международных нормативных актов в области трудовых отношений можно выделить две основные группы:
1. Документы Организации Объединенных Наций (ООН), наиболее значимыми из которых для Российской Федерации являются:
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19.12.1966 г.);
- Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20.11.1989 г.).
2. Документы Международной организации труда (МОТ), среди которых наибольшее значение для России имеют:
- Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г);
- Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 19.06.1998 г.);
- Конвенции МОТ, ратифицированные СССР и Российской Федерацией.
Часть указанных международных документов ратифицирована нашим государством еще в период существования СССР. Однако это нисколько не умаляет их значения в правоприменительной практике, поскольку современная Россия официально признала все международные акты, ратифицированные СССР, и взяла на себя все обязательства по ним, ранее предусмотренные для советского государства.
Фрагмент документа
Письмо МИД РФ от 13.01.1992 г. № 11/Угп
«Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик.
Соответственно Правительство Российской Федерации будет выполнять вместо Правительства Союза ССР функции депозитария по соответствующим многосторонним договорам.
В этой связи Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР».
Основные положения ключевых международных актов в сфере труда
1. Всеобщая декларация прав человека. На сегодняшний день данный международный акт является главным документом, провозглашающим основные права и свободы человека, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, возраста и прочих условий, на территории всего земного шара. Отдельные положения Декларации посвящены и трудовым правам.
Фрагмент документа
Статьи 23 и 24 Всеобщей декларации прав человека
«Ст. 23. 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Ст. 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».
В российском законодательстве указанные положения Декларации закреплены в следующих основных нормативно-правовых актах:
- Конституция РФ: ст. 37 (право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы, на справедливую оплату труда, на объединение в профессиональные союзы, на индивидуальные и коллективные трудовые споры, на отдых);
- Трудовой кодекс РФ;
- Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных образований»;
- Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;
- Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Разумеется, данный перечень не является исчерпывающим, поскольку указанные нормативные акты представляют собой лишь основную (базовую) часть всего того, что было принято в нашей стране в развитие положений Всеобщей декларации прав человека. Несмотря на это, гражданин, желающий защитить свои трудовые права, может ссылаться на положения Декларации так же, как и на российские правовые акты в области трудового права.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Данный Пакт также частично посвящен вопросам регулирования труда на международном уровне.
Фрагмент документа
Статьи 7 и 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)
«Ст. 7. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности:
а) вознаграждение, обеспечивающее, как минимум всем трудящимся:
i) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;
b) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
с) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;
d) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни.
Ст. 8. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить:
а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации (...);
d) право на забастовки при условии его осуществления в соответствии с законами страны».
Настоящий Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.1973 г. № 4812- VIII. IIIи, следовательно, является обязательным и для Российской Федерации. Все, что предусматривает Пакт в области трудовых прав и свобод человека, так или иначе отражено в российском законодательстве, однако это нисколько не умаляет важности его положений, на которые (так же, как и на Всеобщую декларацию прав человека) можно ссылаться при отстаивании своих прав, в том числе на уровне Европейского суда по правам человека.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах. Поскольку, как уже упоминалось, право на труд относится к экономическим правам, данный Пакт напрямую не регулирует отношения, связанные с этим правом. Однако он содержит одно существенное положение, непосредственно связанное с правом каждого человека на свободу труда.
Фрагмент документа
Ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (извлечение)
«2. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии.
3. a) Никто не должен принуждаться к принудительному или обязательному труду;
b) в тех странах, где в виде наказания за преступление может назначаться лишение свободы, сопряженное с каторжными работами, пункт 3 а) не считается препятствием для выполнения каторжных работ по приговору компетентного суда, назначившего такое наказание;
c) термином «принудительный или обязательный труд» в настоящем пункте не охватываются:
i) какая бы то ни была не упоминаемая в подпункте b) работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения;
ii) какая бы то ни была служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по таким мотивам;
iii) какая бы то ни была служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
iv) какая бы то ни была работа или служба, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности» 1.
В Российской Федерации принудительный труд запрещен ст. 4 ТК РФ. Причем положения данной статьи максимально приближены к тому, что содержится в ст. 8 указанного Пакта. Это стало возможным благодаря тому, что Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР 18.09.1973 г. № 4812-VIII, после чего наша страна взяла на себя обязательство по его исполнению. Напомним, что сегодня в России к принудительному труду относится даже та работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от нее, в том числе в связи с...