Как организовать работу с персональными данными в кадровых подразделениях

В статье даны рекомендации о том, как самостоятельно организовать работу с персональными данными сотрудников, не прибегая к дорогостоящим услугам специалистов. Взяв за основу не раз опробованные на практике советы автора, вы будете знать, какие данные следует защищать, от кого и каким образом организовать защиту, какие документы составить что в них предусмотреть.

Если в компании нет лишних средств для того, чтобы обратиться к специалистам, которые организуют работу с персональными данными, или платить штрафы за нарушения требований закона в этой сфере, то делать все придется своими силами. Из статьи вы узнаете, на что необходимо обратить внимание, какие документы следует составить и какие сведения являются объектами защиты.

Кадровая служба любой организации независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности и количества сотрудников еще в прошлом году обязана была привести обработку персональных данных (ПДн) своих работников в соответствие с нормами Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о ПДн) и другими действующими нормативно-правовыми актами в области защиты ПДн. Как показывает статистика проверок, проведенных Роскомнадзором в 2010 г. и в первом квартале 2011 г., лишь немногие организации выполнили данную норму закона.

Приведем показательный пример.

Пример 1

Управление Роскомнадзора 1 по Саратовской области летом 2011 г. во время плановой выездной проверки ООО «Центр здоровья «Европласт» на предмет соблюдения требований действующего законодательства в сфере персональных данных выявило следующие нарушения:

  • отсутствуют сведения о назначении ответственного за организацию обработки ПДн (п. 1 ч. 1 ст. 181 Закона о ПДн);
  • отсутствуют документы, определяющие политику организации в отношении обработки ПДн, и локальные акты по вопросам их обработки (п. 2 ч. 1 ст. 181 Закона о ПДн);
  • отсутствует документ, определяющий оценку вреда, который может быть причинен субъектам ПДн в случае нарушения Закона о ПДн, а также соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о ПДн (п. 5 ч. 1 ст. 181 Закона о ПДн);
  • не представлены сведения об ознакомлении работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку ПДн, с положениями законодательства РФ о ПДн, в том числе требованиями к защите ПДн документами, определяющими политику оператора в отношении обработки ПДн, и (или) об обучении указанных работников (п. 6 ч. 1 ст. Закона о ПДн);
  • нарушено требование по информированию лиц, осуществляющих обработку ПДн без использования средств автоматизации (п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687, далее – Положение);
  • не утвержден перечень лиц, осуществляющих обработку и имеющих доступ к ПДн (п. 13 Положения).

По результатам проверки компания была оштрафована на 5 000 рублей.

Нормативная база

Оговоримся сразу: статья посвящена исключительно организации работы с ПДн в кадровой службе компании. Обработка персональных данных с иной целью (исполнение обязательств по хозяйственным договорам с физическими лицами, создание клиентских баз, предоставление туристических, образовательных, страховых, медицинских и иных подобных услуг и т.п.) производится по несколько иным правилам и подразумевает другой алгоритм обработки и пакет документов, дополнительные меры защиты.

Для компаний, в которых ПДн обрабатываются с указанными целями, настоятельно рекомендуем не поддаваться соблазну сделать универсальную систему работы с ПДн «для всего» – ввиду различия алгоритмов работы с кадровой документацией и ПДн третьих лиц это неизбежно приведет к путанице и ступору. На наш взгляд, лучше сразу разделить эти алгоритмы и ввести отдельно систему работы с ПДн сотрудников и (в случае необходимости) – с ПДн клиентов и иных сторонних заинтересованных лиц.

Для перфекционистов, сильно продвинутых пользователей и тех, кто хочет максимально приблизиться к идеалу, рекомендуем найти и ознакомиться со следующими весьма любопытными документами:

  1. «Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждена заместителем директора ФСТЭК РФ 15.02.2008;
  2. «Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных (ПДн) при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждена заместителем директора ФСТЭК РФ 14.02.2008;
  3. «Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утверждено постановлением Правительства России от 17.11.2007 № 781;
  4. «Положение о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных», утверждено приказом ФСТЭК РФ от 05.02.2010 № 58.

Там достаточно подробно, в том числе в схемах, даны ответы на все вопросы. Беда в том, что эти документы крайне тяжелы для чтения и понимания непрофессионалами (видимо, все же не следовало полностью доверять их разработку специалистам-криптографам из ФСБ).

Тем, у кого в штате найдется ветеран соответствующего подразделения ФСБ, ГРУ или СВР, вполне по силам разобраться в этом вопросе самостоятельно. Возможно, придется смириться с небольшими...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как начать вести воинский учет

Несмотря на обязанность вести воинский учет, далеко не все организации это делают. Однако штрафы за нарушения в данной сфере довольно высоки. Правда, пока работодателей массово не штрафуют, но такое положение в любой момент может измениться. Рассказываем, как поставить организацию на учет в военкомат, какой именно и какие документы нужно подать (приводим образцы оформления).

Полная материальная ответственность работника: анализ изменений

С 01.09.2025 вступили в силу новые перечни должностей и работ, при выполнении которых работодатель может заключать договоры о полной материальной ответственности с сотрудниками, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности. Разбираем в деталях, что в них изменилось по сравнению с действовавшими ранее и что необходимо учитывать работодателю, в штате которого есть сотрудники с полной матответственностью. Приводим образцы формулировок для договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности, которыми можно дополнить утвержденные формы для применения в своей организации.

Что необходимо учесть при увольнении материально ответственного лица

Какие ошибки допускают работодатели при возложении на работника полной материальной ответственности? Почему работодателю важно обеспечить условия для сохранности вверенных сотрудникам ценностей? Какова процедура передачи работникам имущества? Когда необходимо проводить инвентаризацию и по каким правилам? Почему опасно увольнять материально ответственное лицо одним днем? Что необходимо учесть при расторжении с ним трудовых отношений? Как поступить, если материально ответственное лицо, подав заявление об увольнении, уходит на больничный и на работе до дня увольнения не появляется? Можно ли в этом случае инвентаризацию не проводить? Почему для таких ситуаций в судебной практике нет однозначных ответов? В какой момент начинается течение срока для обращения в суд с иском к работнику о возмещении причиненного ущерба? Ответы – в нашей статье.

Как без рисков разделить отпуск на части

Какие риски существуют при разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части? Какой продолжительности будет отпуск, если работнику и работодателю не удалось достигнуть договоренности о разделении его на части? Насколько мелкими могут быть части отпуска, чтобы не было претензий от проверяющих? Может ли работодатель отказать работнику в разделении отпуска на части без включения в него выходных дней? Какие документы необходимо оформить, когда одна из сторон инициирует разбиение отпуска на части, а вторая – соглашается с этим. Приводим 6 образцов: предложение работодателя и заявление работника о планировании отпуска в графике на следующий год частями; предложение работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; заявление сотрудника о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или на следующий год; согласие работника; отрицательную и положительную резолюции руководителя.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?