Top.Mail.Ru

Санитарные нормы и правила: когда нужно соблюдать

Работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте, что включает в себя выполнение требований санитарных норм и правил. Часть из них касается отдельных отраслей, часть – факторов производственной среды, часть – некоторых видов используемого оборудования и отдельных категорий работников. Рассмотрим, какие из них являются обязательными, а какие – рекомендательными. А также, какая ответственность грозит компаниям за их ­несоблюдение.

Многие руководители искренне считают, что санитарные нормы и правила регламентируют деятельность только медицинских, детских, педагогических и иных подобных организаций. А к работе коммерческих организаций ­никакого отношения не имеют. Но так ли это? Давайте разберемся.

Обязанность и ответственность

Статьи 163 и 209 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя обеспечить работникам безопасные условия труда на рабочем месте. В ст. 169 ТК РФ охрана труда определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя в том числе санитарно-гигиенические мероприятия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) санитарное благополучие населения обеспечивается в том числе посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, т.е. разработки, утверждения и введения в действие различных ­санитарных правил (ст. 37–39 Закона № 52-ФЗ).

К сведению

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются:

  • санитарные правила (СП),
  • санитарные правила и нормы (СанПиН),
  • санитарные нормы (СН),
  • гигиенические нормативы (ГН).

Работодатель обязан выполнять требования санитарных норм в отношении (ст. 25 Закона № 52-ФЗ):
1) производственного процесса,
2) технологического оборудования,
3) организации рабочих мест,
4) коллективных и индивидуальных средств защиты работников,
5) режима труда и отдыха,
6) бытового обслуживания работников.

Обязательность соблюдения санитарных правил в целом также закрепляется в п. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ. Но при знакомстве с санитарными нормами и правилами работодателям необходимо обращать внимание на то, являются ли конкретные нормы обязательными или рекомендуемыми, в зависимости от этого определяется обязательность их ­выполнения. Приведем пример.

Пример 1

В п. 2.1.3 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32, указано, что для женщин предпочтительны стационарные рабочие места и работы, выполняемые в свободном режиме и позе, допускающей перемену положения по желанию. Нежелательна постоянная работа стоя или сидя. Очевидно, что эта норма – рекомендательная. Тогда как п. 4.1.7 прямо запрещает для беременных женщин работы, связанные с намоканием одежды и обуви, работы на сквозняке. Поэтому работодатель обязан обеспечить ­соблюдение данной нормы санитарных правил.

Обязательность соблюдения санитарных правил подтверждается и установлением административной ответственности за их нарушение.

К сведению

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в форме административного штрафа, налагаемого на должностных лиц (например, генерального директора) в размере от 500 до 1000 рублей, на компанию – в размере от 10 000 до 20 000 руб­лей. Как видим, штрафы не очень большие. Но этой же статьей установлено и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. А такое наказание может нанести серьезный ущерб бизнесу. Статья 6.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта в форме штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей, на работодателя – в размере от 10 000 до 20 000 ­рублей, или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Кстати, не думайте, что работодателей не привлекают по этим статьям (см., например, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014).

Кто же наказывает организации, если они не соблюдают санитарные правила? Согласно ст. 23.13 КоАП РФ дела о нарушении санитарных норм и правил рассматривает Роспотребнадзор (см. Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476). Он проводит плановые и внеплановые проверки организаций, в том числе при поступлении заявлений граждан, организаций, информации от госорганов, из средств массовой информации. Процедура проведения проверки сходна с процедурой проверки инспекциями труда и определяется Административным регламентом1.

Поскольку законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия тесно связано с трудовым законодательством, нередко органы...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Неполное рабочее время по инициативе работодателя

В каких случаях работодатель может вводить режим неполного рабочего времени по своей инициативе? Какие плюсы и минусы есть у этого режима, какие условия необходимо соблюсти и каких подводных камней стоит опасаться? Стоит ли вводить в организации режим неполного рабочего времени в сложной финансово-экономической ситуации или лучше сразу готовиться к сокращению штата и численности работников? Какие документы оформить и что учесть при увольнении работников, которые отказались перейти на режим неполного рабочего времени? Отвечаем на эти и сопутствующие вопросы, приводим готовые образцы документов: приказа о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя в целях сохранения рабочих мест и уведомления работнику о введении такого режима, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении режима труда и отдыха, а также связанных с этим других условий труда.

Организация воинского учета в вопросах и ответах

Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат? Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.

Особенности расследования профзаболевания

Как необходимо расследовать обстоятельства и причины возникновения у работников профессиональных заболеваний, чтобы избежать проблем с контролерами. В какие сроки надо уложиться. Даем готовые образцы оформления приказа о создании комиссии по расследованию профессионального заболевания, акта о случае профессионального заболевания.

Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет

Ответственность за обработку персональных данных с нарушениями продолжает ужесточаться. С 30.05.2025 за повторные нарушения по некоторым статьям начнут взыскивать оборотные штрафы. Автор анализирует три основных требования к работодателям, которые необходимо выполнить в первую очередь при обработке персданных работников и клиентов (уведомление Роскомнадзора, назначение ответственного лица, утверждение политики обработки персональных данных), а также последствия их несоблюдения. Объясняет, как правильно выполнить такие требования (с образцами документов и конкретных формулировок), на основе собственного опыта и разъяснений Роскомнадзора. Показывает судебную практику, которая «подсвечивает» узкие места.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?