Мобильный телефон давно стал одним из рабочих инструментов многих профессий и должностей. Любая удаленная или разъездная работа, так или иначе, требует регулярных контактов с руководством в главном офисе, а без телефона сделать это довольно сложно. Для этого работодателю нужно установить правила пользования корпоративной связью. Однако, помимо очевидных полезных функций, мобильный может стать угрозой для бизнеса – утечка конфиденциальной информации и неэффективное использование рабочего времени. Можно ли в этом случае ограничить права работника в использовании телефона в офисе и наказать за нарушения установленных правил?
Некоторым работникам мобильный телефон нужен для выполнения должностных обязанностей. Таких работников компании, чаще всего, обеспечивают корпоративной мобильной связью. Для них необходимо установить правила пользования телефонами. С другой стороны, далеко не всегда работа связана с необходимостью использования сотовой связи и тут у работодателя возникает желание запретить излишнее использование телефонов на работе, а в некоторых случаях сделать это необходимо.
Трудно представить человека, не имеющего мобильный телефон. Причем работодателю его использование работником становится интересным в некоторых ситуациях. Прежде всего, работа сотрудника может быть связана с необходимостью пользоваться телефоном для выполнения должностных обязанностей. В таких случаях компания, как правило, выдает работнику аппарат или сим-карту и оплачивает расходы на связь в определенном размере. При этом у работника и работодателя могут возникнуть проблемы, связанные с расходами на мобильную связь, а также временем выхода на связь, ведь иногда работодатель полагает, что сотрудник с оплаченным телефоном должен быть в постоянном доступе круглосуточно.
С другой стороны, проблемы с мобильниками могут возникнуть, если последние мешают выполнению обязанностей работников. Разговоры не по работе, игры и просмотр запрещенных сайтов на мобильном во время рабочего дня мешают сотрудникам эффективно использовать рабочее время. Кроме того, современные телефоны – это не только средства связи, но аудио-, видеозаписывающие устройства, а также фотоаппараты. Поэтому нередко работодатель опасается, что работник нарушит режим коммерческой или иной охраняемой законом тайны с помощью телефона.
Если мобильный телефон в работе необходим
Некоторым работникам мобильный телефон нужен для выполнения должностных обязанностей: это и менеджеры по продажам, ведущие переговоры с клиентами, и секретари, которые должны быть всегда на связи в ожидании поручений руководства, и ремонтники, выезжающие по вызову клиентов. и пр. Таких работников компания, как правило, обеспечивает корпоративной мобильной связью: предоставляет телефоны с сим-картой или только сим-карту и оплачивает расходы на разговоры. Для них необходимо установить правила пользования мобильной связью.
Составляем документ
Нормы, регламентирующие использование мобильных телефонов на работе, можно изложить в правилах внутреннего трудового распорядка, общих требованиях к охране труда или разработать отдельный документ, например, положение об использовании мобильных телефонов (см. Пример 2). В нем важно предусмотреть все необходимые для компании особенности использования сотового телефона:
- порядок выдачи телефона или сим-карты;
- перечислить сервисы, которыми работнику запрещено пользоваться (при необходимости);
- порядок учета расходов на корпоративную связь;
- порядок сдачи телефонов или сим-карт при увольнении;
- перечень должностей работников, которым предоставляется корпоративная мобильная связь;
- лимиты мобильной связи и пр.
Важно оговорить в локальном нормативном акте случай, если в силу производственного процесса необходимо, чтобы работник был доступен по корпоративной мобильной связи в течение...