Top.Mail.Ru

Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик

Как проходят плановые, внеплановые проверки и профилактические мероприятия, проводимые трудовой инспекцией, с учетом моратория в 2024 году. Что такое риск-ориентированный подход, как узнать свою категорию риска. В каком случае может прийти внеплановая проверка. Когда плановая проверка может быть заменена профилактическим мероприятием. Сколько длятся контрольные мероприятия ГИТ. Какие ошибки чаще всего находят инспекторы на проверках.

С 2022 года Россия столкнулась с суровым санкционным давлением. Сейчас практически всем отраслям экономики требуется помощь и дополнительная поддержка. Для улучшения экономической ситуации государство предпринимает меры поддержки бизнеса. Так, было принято решение о введении моратория – ​запрета на проведение контрольно-надзорных мероприятий, в том числе Государственной инспекцией труда (ГИТ). Это крайняя мера, которую ввело государство, чтобы сохранить малое и среднее предпринимательство, а также некоторые сферы экономики.

В Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 29.02.2024 В.В. Путин отметил, что временные моратории на проверки, введенные в 2022 году, себя полностью оправдали. По этой причине с 01.01.2025 предлагается отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно. Президент отметил, что в тех компаниях, где риски отсутствуют, необходимо применять профилактические меры и таким образом минимизировать число проверок. И действительно, благодаря введенному мораторию становится понятно, какие отрасли испытывают негативные последствия при уменьшении или полном отсутствии контроля со стороны госорганов. Если же в результате отсутствия контроля ситуация не ухудшается, это говорит о том, что данная отрасль может работать по принципам саморегулирования.

Что такое риск-ориентированный подход

Под риск-ориентированным подходом понимают метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проведения контрольных мероприятий определяется путем отнесения деятельности юридического лица к определенной категории риска 1 . Всего существует 6 категорий риска 2 :

  • чрезвычайно высокий,
  • высокий,
  • значительный,
  • средний,
  • умеренный и
  • низкий.

Виды и периодичность проведения контрольных мероприятий в отношении объектов зависят от их отнесения к определенным категориям риска. Предполагается снижение количества проверок ГИТ в областях, где риск нарушений меньше. Например:

  • компании с высоким риском планово проверяются раз в два года,
  • с умеренным – ​раз в шесть лет,
  • а с низким не проверяют совсем  3.

Общие правила расчета риска деятельности работодателя установлены Положением № 1230. Для расчета риска используются показатели, касающиеся:

  • численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве,
  • наличия факта задолженности по заработной плате,
  • административных наказаний за нарушение требований в сфере труда и др.

На сайте Роструда можно воспользоваться электронным сервисом «Онлайн-калькулятор категории риска» 4 . Кроме того, работодатели могут запросить в территориальной ГИТ информацию о том, какая категория риска присвоена их деятельности, а в случае несогласия – подать заявление о ее изменении.

В зависимости от присвоенной категории риска определяются:

1) вид выбираемого профилактического мероприятия,

2) частота плановых проверок.

ГИТ имеет право проводить три вида контрольных мероприятий:

  • профилактические мероприятия,
  • внеплановые проверки,
  • плановые проверки.

Далее рассмотрим подробнее каждый из видов контрольных...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

Как организовать воинский учет?

Как организовать ведение воинского учета в организации, где воинский учет не велся?

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства: как защититься

Работодатели и их должностные лица нередко подвергаются ответственности за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ). Рассмотрим ситуации привлечения к ответственности, поговорим, от чего зависит размер штрафа, налагаемого на работодателя и его должностных лиц, возможно ли его снизить или вообще избежать, кем он применяется, а также, исходя из анализа судебной практики и личного опыта эксперта, расскажем о тех моментах, на которые стоит обратить внимание при защите интересов организации.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

Работодатель и его должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за правонарушение по истечении определенного времени после его совершения. Такой период времени называется сроком давности. За его пределами инспекция труда не может вынести постановление по делу об административном правонарушении, а если постановление принято, то его можно будет оспорить.

Нужно ли индексировать зарплату и как это делать?

К индексации заработной платы работодатели всегда относились настороженно. Формулировки ТК РФ позволяют думать, что она должна проводиться, но многие связанные с ней вопросы обычными компаниями могут быть разрешены на локальном уровне. Так, государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством, а коммерческие компании – ​в соответствии с ЛНА, колдоговором и соглашениями, заключаемыми в рамках соцпартнерства. А значит, делают вывод многие работодатели, если в перечисленных документах порядок индексации не прописан, то и проводить ее не надо. Выводы судов также долгое время внушали компаниям оптимизм. Однако инспекционная практика всегда была на стороне работников в этом вопросе. Расскажем, кто и когда должен проводить индексацию; разберемся с порядком ее расчета и размерами, например, будет ли ежемесячная премия к окладу рассматриваться судом в качестве индексации или ее размер также необходимо периодически увеличивать; узнаем, какие меры ответственности сейчас грозят работодателям в случае уклонения от обязанности проводить регулярную индексацию зарплаты; а также приведем безопасные и выгодные для работодателей формулировки ЛНА об индексации.