Top.Mail.Ru

Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик

Как проходят плановые, внеплановые проверки и профилактические мероприятия, проводимые трудовой инспекцией, с учетом моратория в 2024 году. Что такое риск-ориентированный подход, как узнать свою категорию риска. В каком случае может прийти внеплановая проверка. Когда плановая проверка может быть заменена профилактическим мероприятием. Сколько длятся контрольные мероприятия ГИТ. Какие ошибки чаще всего находят инспекторы на проверках.

С 2022 года Россия столкнулась с суровым санкционным давлением. Сейчас практически всем отраслям экономики требуется помощь и дополнительная поддержка. Для улучшения экономической ситуации государство предпринимает меры поддержки бизнеса. Так, было принято решение о введении моратория – ​запрета на проведение контрольно-надзорных мероприятий, в том числе Государственной инспекцией труда (ГИТ). Это крайняя мера, которую ввело государство, чтобы сохранить малое и среднее предпринимательство, а также некоторые сферы экономики.

В Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 29.02.2024 В.В. Путин отметил, что временные моратории на проверки, введенные в 2022 году, себя полностью оправдали. По этой причине с 01.01.2025 предлагается отказаться от временных мораториев на проверки бизнеса и вместо этого полностью перейти на риск-ориентированный подход, закрепив его законодательно. Президент отметил, что в тех компаниях, где риски отсутствуют, необходимо применять профилактические меры и таким образом минимизировать число проверок. И действительно, благодаря введенному мораторию становится понятно, какие отрасли испытывают негативные последствия при уменьшении или полном отсутствии контроля со стороны госорганов. Если же в результате отсутствия контроля ситуация не ухудшается, это говорит о том, что данная отрасль может работать по принципам саморегулирования.

Что такое риск-ориентированный подход

Под риск-ориентированным подходом понимают метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проведения контрольных мероприятий определяется путем отнесения деятельности юридического лица к определенной категории риска 1 . Всего существует 6 категорий риска 2 :

  • чрезвычайно высокий,
  • высокий,
  • значительный,
  • средний,
  • умеренный и
  • низкий.

Виды и периодичность проведения контрольных мероприятий в отношении объектов зависят от их отнесения к определенным категориям риска. Предполагается снижение количества проверок ГИТ в областях, где риск нарушений меньше. Например:

  • компании с высоким риском планово проверяются раз в два года,
  • с умеренным – ​раз в шесть лет,
  • а с низким не проверяют совсем  3.

Общие правила расчета риска деятельности работодателя установлены Положением № 1230. Для расчета риска используются показатели, касающиеся:

  • численности работников, погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на производстве,
  • наличия факта задолженности по заработной плате,
  • административных наказаний за нарушение требований в сфере труда и др.

На сайте Роструда можно воспользоваться электронным сервисом «Онлайн-калькулятор категории риска» 4 . Кроме того, работодатели могут запросить в территориальной ГИТ информацию о том, какая категория риска присвоена их деятельности, а в случае несогласия – подать заявление о ее изменении.

В зависимости от присвоенной категории риска определяются:

1) вид выбираемого профилактического мероприятия,

2) частота плановых проверок.

ГИТ имеет право проводить три вида контрольных мероприятий:

  • профилактические мероприятия,
  • внеплановые проверки,
  • плановые проверки.

Далее рассмотрим подробнее каждый из видов контрольных...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Дискриминация в трудовых отношениях

Что является дискриминацией в трудовых отношениях по закону и на практике? Будет ли дискриминацией установление вилки окладов, привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности или отказ в приеме на работу инвалида на квотируемое место, если он не обращался в центр занятости? Какое наказание реально грозит работодателю при дискриминации работника или соискателя?

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства: как защититься

Работодатели и их должностные лица нередко подвергаются ответственности за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ). Рассмотрим ситуации привлечения к ответственности, поговорим, от чего зависит размер штрафа, налагаемого на работодателя и его должностных лиц, возможно ли его снизить или вообще избежать, кем он применяется, а также, исходя из анализа судебной практики и личного опыта эксперта, расскажем о тех моментах, на которые стоит обратить внимание при защите интересов организации.

Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

Работодатель и его должностные лица не могут быть привлечены к ответственности за правонарушение по истечении определенного времени после его совершения. Такой период времени называется сроком давности. За его пределами инспекция труда не может вынести постановление по делу об административном правонарушении, а если постановление принято, то его можно будет оспорить.

За что работодателю может «прилететь» штраф?

Как показывает практика, работодатели серьезно не относятся к соблюдению некоторых требований законодательства и это приводит их к штрафам при проверке. Выделим 5 типичных ошибок, которые допускают работодатели (часто из-за не слишком серьезного к ним отношения). В частности, поговорим об ошибках, которые затрагивают вопросы обучения по охране труда, привлечения к труду в нерабочее время, оформления трудового договора, привлечения к дисциплинарной ответственности и удержаний из зарплаты.

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.