Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат?
Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.
Вопрос в тему
Надо ли вновь зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? И нужно ли вставать на учет, если в организации нет военнообязанных работников?
Да, нужно. Все организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны вести воинский учет 1. Воинский учет в организации ведется в отношении военнообязанных лиц, которым 18 и более лет.
При этом под воинским учетом понимается комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии 2.
Сведения, содержащиеся в документах воинского учета в организациях и военкоматах, должны быть актуальными 3. В связи с этим все организации обязаны:
- взаимодействовать с военными комиссариатами путем предоставления сведений о приеме, увольнении и изменении данных военнообязанных, проведении ежегодных сверок;
-
оповещать работников о повестках и обеспечивать явку в военкомат;
- с момента ее образования и затем ежегодно перед началом очередного календарного года разрабатывать и вести ряд документов. В частности, в организации обычно оформляются следующие документы:
-
приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Он составляется с учетом имеющейся нормативной базы 4 и формы, приведенной в приложении № 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 5 (см. предлагаемую нами форму в Примере 2);
-
план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме в приложении № 17 к Методическим рекомендациям.
Предполагается, что план и приказ следует согласовать с военным комиссариатом 6. Более того, как указано в письме Минобороны России от 02.11.2024 № 315/2/4190, внесение изменений в план также целесообразно согласовывать с военкоматом.
Как мы видим, нормативные правовые акты обязывают юридическое лицо организовать и вести воинский учет. Исходя из этого, можно полагать, что такая обязанность возникает с момента создания организации и прекращается в момент ее ликвидации. Сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица военные комиссариаты получают от регистрирующего органа в течение 5 рабочих дней с момента внесения информации в ЕГРЮЛ 7. Нет оснований считать, что при отсутствии в конкретный момент военнообязанных организация вправе не вести воинский учет.
Таким образом, в рамках действующих нормативных правовых актов вне зависимости от наличия или отсутствия в конкретный момент военнообязанных в организации с момента ее образования должен быть организован воинский учет. При этом взаимодействие организации с военным комиссариатом предполагает ее постановку на учет.
Вопрос в тему
Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета кроме приказа об организации воинского учета и плана работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе?
Делопроизводство по воинскому учету весьма объемно и неоднозначно, поскольку зависит от требований конкретного военкомата и иных обстоятельств. Поэтому приведенный ниже перечень не является исчерпывающим. Рекомендуем обратиться в ваш военкомат и уточнить там перечень необходимых документов.
Согласно п. 39 Методических рекомендаций в каждой организации разрабатываются и ведутся, кроме названых выше приказа и плана:
1. Картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет. Обратите внимание, что в Методических рекомендациях идет речь о личных карточках по унифицированной...