Top.Mail.Ru

Организация воинского учета в вопросах и ответах

Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат? Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.
Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Надо ли вновь зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? И нужно ли вставать на учет, если в организации нет военнообязанных работников?

Да, нужно. Все организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, обязаны вести воинский учет 1. Воинский учет в организации ведется в отношении военнообязанных лиц, которым 18 и более лет.

При этом под воинским учетом понимается комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии 2.

Сведения, содержащиеся в документах воинского учета в организациях и военкоматах, должны быть актуальными 3. В связи с этим все организации обязаны:

  • взаимодействовать с военными комиссариатами путем предоставления сведений о приеме, увольнении и изменении данных военнообязанных, проведении ежегодных сверок;
  • оповещать работников о повестках и обеспечивать явку в военкомат;
  • с момента ее образования и затем ежегодно перед началом очередного календарного года разрабатывать и вести ряд документов. В частности, в организации обычно оформляются следующие документы:
  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе. Он составляется с учетом имеющейся нормативной базы 4 и формы, приведенной в приложении № 4 к Методическим рекомендациям по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 5 (см. предлагаемую нами форму в Примере 2);
  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, по форме в приложении № 17 к Методическим рекомендациям.

Предполагается, что план и приказ следует согласовать с военным комиссариатом 6. Более того, как указано в письме Минобороны России от 02.11.2024 № 315/2/4190, внесение изменений в план также целесообразно согласовывать с военкоматом.

Как мы видим, нормативные правовые акты обязывают юридическое лицо организовать и вести воинский учет. Исходя из этого, можно полагать, что такая обязанность возникает с момента создания организации и прекращается в момент ее ликвидации. Сведения о создании, реорганизации или ликвидации юридического лица военные комиссариаты получают от регистрирующего органа в течение 5 рабочих дней с момента внесения информации в ЕГРЮЛ 7. Нет оснований считать, что при отсутствии в конкретный момент военнообязанных организация вправе не вести воинский учет.

Таким образом, в рамках действующих нормативных правовых актов вне зависимости от наличия или отсутствия в конкретный момент военнообязанных в организации с момента ее образования должен быть организован воинский учет. При этом взаимодействие организации с военным комиссариатом предполагает ее постановку на учет.

Вопрос в тему
Куда: kadry@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета кроме приказа об организации воинского учета и плана работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе?

Делопроизводство по воинскому учету весьма объемно и неоднозначно, поскольку зависит от требований конкретного военкомата и иных обстоятельств. Поэтому приведенный ниже перечень не является исчерпывающим. Рекомендуем обратиться в ваш военкомат и уточнить там перечень необходимых документов.

Согласно п. 39 Методических рекомендаций в каждой организации разрабатываются и ведутся, кроме названых выше приказа и плана:

1. Картотека карточек граждан, поставленных на воинский учет. Обратите внимание, что в Методических рекомендациях идет речь о личных карточках по унифицированной...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.

Семь изменений 2023 года, которые требуют корректировки ЛНА

Наступил новый год. Не стоит сомневаться, что он принесет нам целый ряд изменений трудового законодательства. Но все ли изменения за 2023 год уже учтены в работе? Напоминаем о ключевых из них и говорим о том, какие основные правки надо внести в локальные нормативные акты в связи с этим. В частности, затрагиваем вопросы, касающиеся работников с детьми-инвалидами, несовершеннолетних, вахтовиков, водителей, а также порядка выплаты премий, воинского учета и персданных.

Чем запомнился 2023 год и что ждать работодателям от 2024 года?

Прошлый год, как и предыдущие два, оказался непростым для работодателей. Изменений в трудовом законодательстве немало и многие непосредственно влияют на работу кадровиков. Приходится разбираться в воинском учете, а также законодательстве о защите персональных данных. Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил экспертов выделить наиболее резонансные изменения 2023 года и рассказать, чего они ждут от 2024 года. Будете в курсе прогнозов: по какому пути, скорее всего, пойдет трудовое законодательство и каких тенденций в судебной практике работодателям и кадровым службам стоит опасаться уже сейчас.

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Если работник принес повестку…

Вынужденные прогулы вызывают у кадровых работников немало вопросов. Как оплачивается (и оплачивается ли вообще) вызов сотрудника в суд в качестве свидетеля? Как отразить в табеле учета рабочего времени участие работника организации в суде в качестве присяжного или арбитражного заседателя? Можно ли продлить отпуск сотруднику, которого привлекли в качестве понятого? Какие документы должен принести работник в связи с этим?

Сложные вопросы составления и внесения изменений в штатное расписание

Трудовое законодательство не устанавливает особых требований к штатному расписанию. В связи с этим при его составлении у работодателей возникает множество вопросов. В этой статье мы собрали ответы на самые злободневные и часто встречающиеся вопросы наших читателей.

На что работодателям обратить внимание в 2025 году?

Что ожидают эксперты от 2025 года? Какие изменения повлияют на работодателей? Каким вопросам стоит уделить пристальное внимание уже сейчас? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» опросил экспертов и собрал самые интересные мнения. Спойлер: цифровизация внедряется во все сферы государственной жизни, а значит, контроль становится более избирательным, четким и тщательным. Наиболее рисковые сферы – воинский учет, персональные данные, миграционное законодательство и взаимоотношения с самозанятыми. Узнаете, сохранилась ли законотворческая деятельность и судебная практика с уклоном в сторону защиты интересов работников, какие проверяющие вероятнее всего придут с визитом в этом году, какие поправки стоит ввести в ЛНА в связи с последними изменениями в ТК РФ, а также почему удержание персонала становится для работодателей стратегической задачей.